подразделы текущего раздела
БУДЬ ЗДОРОВ (программа по воспитанию здорового образа жизни)
Скачать программу по здоровому образу жизни "Будь здоров"
Пояснительная записка
Здоровье ребенка отражает одну из наиболее чувствительных сторон жизни общества. Школьник – это человек на пути своего становления, осуществляющий напряженную и более сложную, чем у взрослых, работу по построению, саморазвитию, саморегулированию, самосохранению, и, естественно, если ребенок не принимает активного участия в этой работе, процесс формирования его здоровья, развития культуры здоровья, социализации может не состоятся как целостный процесс. Вот почему с детских лет необходимо воспитывать индивидуальную потребность в ведении ЗОЖ как основного проявления культуры здоровья.
В законе РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики. В соответствии с ним разработан ряд нормативно-правовых документов, в которых проблема сохранения и укрепления здоровья становится предметом особого рассмотрения.
В настоящее время основополагающими целями образования детей являются:
ü охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
ü сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.
Поэтому, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни становится наиболее актуальным и выносится в число центральных задач.
При составлении программы мы основывались на программу Л. А. Обуховой, Н. А. Лемяскиной, О. Е. Жиренко «Новые 135 уроков здоровья или школа докторов» ориентированной на формирование у обучающегося позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Отличительные черты данной программы:
1) человек рассматривается во всех разделах программы, что позволяет показать единство и взаимодействие всех сторон жизни человека, раскрыть правила здорового образа жизни, позволяющие сохранять физическое и психическое здоровье, сформировать представления детей о взаимоотношениях с другими людьми, правила поведения в среде обитания и др.;
2) в программу включено содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности»;
3) учитывая важность расширения чувственного опыта младшего школьника и необходимость связи обучения с жизнью, особое внимание обращаем на проведение практических работ и экскурсий.
В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о:
1) строении своего тела (части тела, их функциональное предназначение; внутренние органы и их предназначение);
2) росте и развитие человека;
3) том, что такое здоровье, болезнь, профилактика заболеваний;
4) основных пищевых веществах, их значение для здоровья человека;
5) основах личной безопасности на улице и дома;
6) службах, способных оказать медицинскую помощь;
7) общее представление о вредных для здоровья веществах.
умеет:
8) адекватно оценить состояние своего здоровья;
9) соблюдает правила личной гигиены, гигиены отдыха и труда, гигиены питания;
10) устанавливать связи и зависимости между поведением человека в природе и ее состоянием;
11) кратко характеризовать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), природы на человека.
владеет:
12) правилами межличностного общения
13) правилами семейного общения;
14) правилами поведения с людьми с физическими недостатками;
15) способами проявления эмоций и выражения чувств;
16) основами личностной безопасности.
В соответствии с этим, данная программа имеет цель:
способствовать формированию индивидуального и социального качества человека, отражающего характер заинтересованного личного отношения к здоровому образу жизни и окружающей среде и проявляющееся в процессе индивидуального участия в духовно-практической деятельности по познанию, освоению, преобразованию и сохранению собственного здоровья как личного энергокапитала успешной жизнедеятельности.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
1) укреплять здоровье, содействовать гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию;
2) формировать установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
3) совершенствовать умение управлять своими ощущениями, внутренними состояниями, мыслями, размышлениями, поступками;
4) формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность, опираясь на первые знания о себе как биологическом и социальном существе;
5) формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры.
При составлении программы мы опирались на принципы формирования культуры здоровья младших школьников, выделенные М. М. Безруких и В. Д. Сонькиным:
1) индивидуальный и личный подход к детям;
2) совместная творческая деятельность;
3) позитивность (создание доброжелательной атмосферы);
4) целостное развитие (усиление значения опыта прожитой жизни, развитие способности к самопознанию и саморазвитию, активизация творческих возможностей);
5) сочетание воспитательного и оздоровительного материала.
Основными методами обучения являются:
1) рассказ педагога и рассказы детей;
2) экскурсии;
3) деловая игра;
4) моделирование ситуаций.
5) развивающие игры (подвижные, сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические и др.);
6) логоритмические упражнения;
7) этюды;
8) рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, работа с ними;
9) изобразительная деятельность (с использованием как традиционных, так и нетрадиционных материалов);
10) использование ТСО.
Освоение программы предполагает, помимо посещения коллективных занятий, выполнение внеурочных заданий творческого характера по всем разделам программы.
Содержание программы разбито на блоки, каждый из которых имеет следующую структуру: теоретическая, практическая и контрольная часть.
В процессе обучения учащимся предлагаются различные формы итоговых испытаний: тесты, упражнения, рефераты, деловая игра, обыгрывание ситуаций, творческие задания.
В структуре программы выделяются следующие основные блоки:
Содержание программы |
|
январь |
1.Знание своего тела. |
Февраль |
Действие психоактивных веществ на организм, о причинах и последствиях их употребления, формах заболеваний, связанных с ними. Формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение; решение, принимаемое «своей компанией», не всегда самое правильное. |
март |
Гигиена тела. |
апрель |
Питание – основа жизни. |
май |
Безопасное поведение на дорогах. |