подразделы текущего раздела
Программа объединения "Учение с увлечением" группа "Лидер"
Скачать Программу объединения "Учение с увлечением" группа "Лидер"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа объединения «Учение с увлечением» позволяет реализовать стремление подростков к общению, саморелизации, к проявлению творчества и индивидуальности. При составлении программы учитывались психолого-физиологические особенности подросткового периода, требования личностно – ориентированного подхода к учебно-воспитательной работе.
Программа объединения «Учение с увлечением» направлена на вовлечение обучающихся в разнообразные виды деятельности, помогает накопить опыт различного проявления собственного «я» в коллективе единомышленников, в содружестве подростков и взрослых (педагога и родителей), которые разделяют их интересы и увлечения.
Актуальность программы.
Данная программа составлена по итогам изучения потребностей подростков сфере ценностно-ориентированной, личностно развивающей, познавательной и творческой деятельности.
Все обучающиеся в объединении имеют возможность проявить и развить свои способности, они могут менять виды деятельности, выбирая себе занятие по интересам и возможностям. Программа строится на основе педагогики сотрудничества и создания ситуации успеха.
Цель программы – создание условий для организации разнообразной развивающей, интеллектуальной, творческой, эмоционально – насыщенной деятельности подростков, способствующей развитию их лидерских качеств, организаторских и творческих способностей, формированию социальной активности и художественно – эстетического вкуса.
Задачи:
1.Создать условия для актуализации потребности в саморазвитии и формировании лидерской позиции у участников объединения через включение их в различные виды деятельности.
2.Развить творческий и интеллектуальный потенциал подростков и молодых людей как лидеров детских и молодёжных общественных объединений и организаций, вовлекать участников объединения в научно-исследовательскую деятельность.
3.Формировать у подростков знания, умения, навыки управленческой культуры и потребности быть лидером.
4.Научить лидеров технологиям культуры общения, взаимодействия, влияния на людей, технологиям оказания помощи и самопомощи в современных условиях.
5.Определить вместе с подростками пути дальнейшей реализации их лидерского потенциала в условиях детского, молодежного общественного объединения или образовательного учреждения.
Образовательная программа «Учение с увлечением» рассчитана на подростков от 13 до 18 лет. Программа предусматривает трехгодичный период обучения. После третьего года обучающиеся по желанию могут остаться в коллективе, лучшие обучающиеся получают звание «Лидер – мастер», «Суперлидер».
В объединении 1 группа «Лидер»
Кол-во час. - 2 часа в неделю,
Часов в месяц: – 8 часов,
Итого: 72 часа в учебном году
Слово «лидер» в переводе с английского языка означает «ведущий», а раз есть ведущие, значит, есть и ведомые. Лидерство является непременным атрибутом современной жизни. Оно сопровождает человечество на протяжении всего его существования. Ещё в древние времена выделялись люди, ведущие за собой. Обычно при появлении группы людей, состоящей из трёх и более человек, возникает ситуация лидирования одного и следования за ним других людей. Лидер оказывает значительное влияние на процессы самоорганизации группы, формирование групповых норм и ценностей, на поведение последователей. В связи с этим лидеры и сам феномен лидерства традиционно привлекают внимание исследователей. Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера невозможно существование страны – лидера. Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию "активная гражданская позиция" его первоначальный смысл. Наличие такой позиции у человека есть проявление "лидерских" качеств личности. Одной из основных предпосылок создания программы лидерской направленности является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей подростков, а также реализации их посредством участия в конкретных и важных для их возраста видах деятельности. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека. Ребячьи "вожаки" всегда играли большую роль в детском коллективе. В связи с этим, большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в детских коллективах. Главными и наиболее важными качествами человека в современном мире становится мобильность, конкурентноспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме необходимы определённые знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определённой деятельности. Предлагаемые обучающие занятия создадут благоприятные условия для социализации подростка. Ориентированный на выявление и реализацию лидерского потенциала подростка курс занятий сможет помочь ему более полно и объективно осознать свой лидерский потенциал и пути его развития в рамках лично – и общественно полезной деятельности. Логика подачи материала в программе курса основана на принципе "от теории – к практике". Это связано с тем, что теоретические знания, полученные на лекционных занятиях, необходимо обязательно применить в практической деятельности для закрепления навыков организаторской деятельности, именно это умение – применить теорию к практике, станет критерием успешности деятельности объединения.
Ожидаемые результаты:
- Подросток умеет грамотно и объективно оценивать и позиционировать себя в определённом социуме.
- Имеет чёткую позицию в вопросе лидерства.
- Владеет базовыми знаниями по имиджу лидера и типологии лидерства.
- Знает формы работы в коллективе и основы формирования команды.
- Владеет алгоритмами социального проектирования, основных досуговых форм, методикой коллективно – творческой деятельности, имеет навыки подготовки, проведения массовых мероприятий в детских общественных объединениях, является их активным участником.
- Подросток приобретает навыки научно-исследовательской работы.
Программа объединения предполагает разнообразные формы проведения занятий: лекции, дискуссии, тестирование, практикумы, научно – исследовательскую работу, репетиции и проведение массовых мероприятий и др.
Учебно-тематический план работы объединения «Учение с увлечением» в группе «Лидер»
№ |
Название занятия |
Количество часов |
||||||||||||
Всего |
Теория |
Практика |
||||||||||||
Первый год обучения |
||||||||||||||
Раздел 1. |
||||||||||||||
1. |
Введение в образовательную программу объединения «Лидер». Инструктаж по технике безопасности. |
2 |
2 |
- |
||||||||||
2. |
Понятие и содержание лидерства. |
2 |
2 |
- |
||||||||||
3. |
Типология лидерства |
2 |
2 |
- |
||||||||||
4. |
Представление о себе, как о лидере. Обсуждение вопросов теста «Я – лидер». |
2 |
– |
2 |
||||||||||
5. |
Понятие о лидерских качествах. |
2 |
2 |
- |
||||||||||
|
Итого: |
10 |
8 |
2 |
||||||||||
|
Раздел 2. Организаторская техника лидера (16 час.) |
|||||||||||||
6. |
Я и команда. Готовность стать лидером. |
4 |
2 |
2 |
||||||||||
7. |
Правила руководства. |
2 |
2 |
- |
||||||||||
8. |
Принципы организаторской деятельности. |
2 |
2 |
– |
||||||||||
9 |
Практикум «Чемодан лидера». |
4 |
2 |
2 |
||||||||||
10 |
Навыки ораторского искусства. Публичное выступление. Дискуссия. Подготовка публичных выступлений для конкурса «Лидер». |
4 |
2 |
2 |
||||||||||
|
Итого: |
16 |
10 |
6 |
||||||||||
|
Раздел 3. Научно-исследовательская работа (18 час.) |
|||||||||||||
11. |
Понятие о научном исследовании. Методы научного исследования. |
2 |
2 |
- |
||||||||||
12. |
Проведение тестирования «Я – лидер», обработка материалов, практикум по итогам тестирования. |
2 |
- |
2 |
||||||||||
13. |
Анкетирование в детских общественных объединениях, ранжирование лидерских качеств по значимости. |
2 |
- |
2 |
||||||||||
14. |
Работа над материалами исследовательских работ по темам: «Воспитание лидерских качеств у участников детских общественных объединений». «История развития детских и юношеских СМИ» Знакомство с детскими и юношескими СМИ, издаваемыми в СК, городе, школах. Изучение истории детских и юношеских СМИ в России. |
10 |
2 |
8 |
||||||||||
15. |
Участие в научно-исследовательских конкурсах, конференциях |
2 |
|
2 |
||||||||||
|
Итого: |
18 |
4 |
14 |
||||||||||
|
Раздел 4. Массовая работа (28 час.) |
|||||||||||||
16. |
Подготовка к Слету актива «Старт надежд». |
2 |
- |
2 |
||||||||||
17. |
Подготовка и проведение Школы актива |
4 |
2 |
2 |
||||||||||
18. |
Подготовка и проведение конкурсов в рамках месячника «Наследники Великой Победы» |
4 |
- |
4 |
||||||||||
19. |
Организация конкурса детских СМИ «Молодые ветра» |
2 |
- |
2 |
||||||||||
20 |
Подготовка и проведение конкурса «Лидер». |
4 |
2 |
2 |
||||||||||
21 |
Подготовка и проведение патриотических мероприятий, посвященных Дню Победы. |
8 |
2 |
6 |
||||||||||
22 |
Подготовка и проведение итогового слета актива «Это нам по силам». |
4 |
2 |
2 |
||||||||||
|
Второй год обучения |
|||||||||||||
1. |
Введение в образовательную программу «Лидер». Инструктаж по технике безопасности. |
2 |
2 |
- |
||||||||||
2. |
Стили управления: авторитарный, демократический, либеральный. Природа стиля, сильные и слабые стороны. |
2 |
2 |
- |
||||||||||
3. |
Тест «Лидер ли я?». Коллективный портрет лидера". |
4 |
2 |
2 |
||||||||||
4. |
Анализ результатов теста. Индивидуальные консультации. |
2 |
1 |
1 |
||||||||||
5. |
Типология лидерства. Теории лидерства. Концепция харизматического лидерства. |
2 |
2 |
- |
||||||||||
|
Итого: |
12 |
9 |
3 |
||||||||||
|
Раздел 2. Виды деятельности лидера (10 часов) |
|||||||||||||
6. |
Основные идеи методики коллективно – творческой деятельности. Этапы КТД. Виды КТД |
2 |
2 |
– |
||||||||||
7. |
Практикум «В копилку лидера». Планирование деятельности. Рефлексия. |
2 |
2 |
- |
||||||||||
8. |
Проектная деятельность в работе лидера. Метод социального проектирования в деятельности ДЮОО |
4 |
2 |
2 |
||||||||||
9. |
Основные навыки выступления лидера. Разные пути общения. |
2 |
2 |
- |
||||||||||
|
Итого: |
10 |
8 |
2 |
||||||||||
|
Раздел 3. Научно-исследовательская работа (30 часов) |
|||||||||||||
10 |
Выбор темы научного исследования. Изучение научных источников по теме исследования. |
2 |
2 |
- |
||||||||||
11 |
Работа над материалами по теме «Сравнительный анализ деятельности пионерской и современных ДЮОО». Работа над понятийным аппаратом исследования. |
6 |
2 |
4 |
||||||||||
12 |
Изучение материалов и подготовка выступлений по темам «Орден в моём доме», «История войн в истории моей семьи», «По ком звонит колокол… о Холокосте» |
6 |
2 |
4 |
||||||||||
13 |
Проведение анкетирования среди подростков, их родителей и учителей по темам исследования. |
4 |
2 |
2 |
||||||||||
14 |
Работа над материалами исследования, подготовка выступления и презентации. |
8 |
- |
8 |
||||||||||
15 |
Участие в научно-исследовательских конкурсах и конференциях. |
4 |
- |
4 |
||||||||||
|
Итого: |
30 |
8 |
22 |
||||||||||
|
Раздел 4. Массовая работа (20 часов) |
|||||||||||||
16. |
Подготовка к Слету актива «Старт надежд». |
2 |
- |
2 |
||||||||||
17. |
Подготовка и проведение Школы актива |
4 |
2 |
2 |
||||||||||
18. |
Подготовка и проведение конкурсов в рамках месячника «Наследники Великой Победы» |
4 |
- |
4 |
||||||||||
19. |
Организация конкурса детских СМИ «Молодые ветра» |
2 |
- |
2 |
||||||||||
20 |
Подготовка и проведение конкурса «Лидер». |
4 |
2 |
2 |
||||||||||
21 |
Подготовка и проведение патриотических мероприятий, посвященных Дню Победы. |
2 |
- |
2 |
||||||||||
22 |
Подготовка и проведение итогового слета актива «Это нам по силам». |
2 |
- |
2 |
||||||||||
|
Итого |
|
|
|
||||||||||
|
Третий год обучения |
|||||||||||||
|
Раздел 1. Человек. Гражданин. Личность. ( 8 часов) |
|||||||||||||
1. |
Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ. Собеседование с участниками объединения. Обсуждение итогов обучения в краевой Школе актива, ВДЦ «Смена». |
2 |
2 |
- |
||||||||||
2. |
Понятие о гражданственности как интегративном качестве личности. Гражданская позиция лидера. |
2 |
2 |
- |
||||||||||
3. |
Понятие о правовой культуре. Конвенция о правах ребёнка. Российская государственная символика. Государственные праздники РФ. |
2 |
2 |
- |
||||||||||
4. |
Сочетание и конфликт интересов личности и государства. Основные составляющие понятия личности. Тест «Я - личность?» |
2 |
- |
2 |
||||||||||
|
Итого: |
8 |
6 |
2 |
||||||||||
|
Раздел 2. Умения и навыки лидера (10 часов) |
|||||||||||||
5. |
Как научиться снимать стресс, вызванный агрессивным поведением. Умение управлять людьми. |
2 |
2 |
- |
||||||||||
6. |
Навыки ораторского искусства. Как правильно вести беседу? |
2 |
2 |
- |
||||||||||
7. |
Игра «Поспорим с «Великим». Практикум «Узелки на память». |
2 |
- |
2 |
||||||||||
8. |
Подготовка к смотру лидерских знаний, умений, навыков. Тест «Экзаменуем лидера». Подготовка презентация «Я – лидер». Подготовка к конкурсу «Лидер». |
4 |
2 |
2 |
||||||||||
|
Итого: |
10 |
6 |
4 |
||||||||||
Раздел 3. Научно-исследовательская работа (18 часов) |
||||||||||||||
9 |
Выбор темы научного исследования. Изучение научных источников по теме исследования «Деятельность Минераловодской комсомольской организации» |
2 |
2 |
- |
||||||||||
10 |
Работа над понятийным аппаратом. Предмет, объект исследования, постановка гипотезы, определение цели, постановка задач. |
2 |
2 |
– |
||||||||||
11 |
Проведение анкетирований, тестирований в ДЮОО по проблеме исследования «Деятельность Минераловодской комсомольской организации. Сравнение форм и содержания работы с деятельностью современных ДЮОО» |
4 |
2 |
2 |
||||||||||
12 |
Работа над оформлением исследования, изучение материалов по теме: «Деятельность Минераловодской комсомольской организации», подготовка выступления и презентации. |
8 |
2 |
6 |
||||||||||
13 |
Участие в научно-исследовательских конкурсах и конференциях. |
2 |
|
2 |
||||||||||
|
Итого: |
18 |
8 |
10 |
||||||||||
|
Раздел 4. Массовая работа ( 36 час.) |
|||||||||||||
14. |
Подготовка к Слету актива «Старт надежд». |
2 |
- |
2 |
||||||||||
15 |
Подготовка и проведение Школы актива |
4 |
2 |
2 |
||||||||||
16 |
Организация интеллектуальной, познавательной деятельности. Проведение интеллектуальных игр «Брейн - ринг», викторин и конкурсов. |
4 |
2 |
2 |
||||||||||
17 |
Организация творческой деятельности в рамках Года литературы. Подготовка и проведение литературно-музыкальных гостиных. Участие в городских и краевых литературных и творческих конкурсах. |
6 |
2 |
4 |
||||||||||
18 |
Подготовка и проведение слёта «Равнение на Победу», конкурсов в рамках месячника «Наследники Великой Победы» |
4 |
- |
4 |
||||||||||
19 |
Подготовка и проведение городского и краевого конкурса «Лидер». |
6 |
2 |
4 |
||||||||||
20 |
Подготовка и проведение патриотических мероприятий, посвященных Дню Победы. |
8 |
- |
8 |
||||||||||
21 |
Подготовка и проведение итогового слета актива «Это нам по силам». |
2 |
- |
2 |
||||||||||
|
Итого: |
36 |
8 |
28 |
Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей образовательной программы «Лидер»
- Учебный класс (стулья, столы, доска).
- Стенд переносной – 1 шт.
- Теоретические, лекционные материалы, карточки с тестами "Я – лидер" и др.
- Магнитофон – 1 шт.
- Комплект дисков с записями современных мелодий.
- Канцелярские товары
- Тексты документов: Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, Устав краевой ДОО «Союз детей Ставрополья», Положение о Минераловодской ДЮОО «Радуга», Устав ДЮОО «Радуга», Программа деятельности и др.
- Компьютер, мультимедийная установка – 1 шт.
- Экран – 1 шт.
- Трибуна – 1 шт.
Список литературы
- Возжаев С.Н., Возжаева Е.И. Слагаемые успеха лагерной смены. – М., 2002.
- Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы.– М., 2003.
- Иванов.И.П. Энциклопедия коллективно– творческих дел. – М., 1989.
- Игротека "Лидер 21 века". – Н.Новгород, 2006.
- Кабуш В.Т. Гуманистическое воспитание школьников. – Минск, 2004.
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного воспитательного процесса. – М., 1993.
- Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Колузаева Н.Г. Организация занятий со школьным активом. – Ж. "Классный руководитель" №4, 2006.
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.1986.
- Лутошкин А.Н.Эмоциональная жизнь детского коллектива. – М., 1979.
- Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие для школьных администраторов, учителей/ авт.– сост. А.Н.Вырщиков , М.Б.Кусмарцев, А.П.Пашкович.– М.: Глобус, 2007.
- Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива.– М., 1978.
- Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора.– М., 1996.
- Сухомлинский А.В. Методика воспитания коллектива. – М., 1980.
- Филлипова Н. Оргсбор как школа самоорганизации. – Уфа, 2003.
- Школа интересных каникул / авт.-сост. С.Г.Огнева и др.– Волгоград: Учитель, 2007.
- Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры, – М., 1994.
- Шмаков С.А. Каникулы. Прикладная энциклопедия. – М., 1994.
- Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М., 1998.
- Щуркова Н.Е. За гранью урока.– М., 2004.