Top.Mail.Ru


Сведения об образовательной организации
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
КОНКУРСЫ

    Сегодня 21.11.2024
    Четверг  

  Поиск по сайту:
Сведения об образовательной организации

   Дома детского творчества г. Минеральные Воды.
 
 
 
 




Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства ГИС ЖКХ - 2022



   
ГЛАВНАЯ

подразделы текущего раздела

Программа объединения "Учение с увлечением" группа "Лидер"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа объединения «Учение с увлечением» позволяет реализовать стремление подростков к общению, саморелизации, к проявлению творчества и индивидуальности. При составлении программы учитывались психолого-физиологические особенности подросткового периода, требования личностно – ориентированного подхода к учебно-воспитательной работе.

Программа объединения «Учение с увлечением» направлена на вовлечение обучающихся в разнообразные виды деятельности, помогает накопить опыт различного проявления собственного «я» в коллективе единомышленников, в содружестве подростков и взрослых (педагога и родителей), которые разделяют их интересы и увлечения.

Актуальность программы.

Данная программа составлена по итогам изучения потребностей подростков сфере ценностно-ориентированной, личностно развивающей, познавательной и творческой деятельности.

Все обучающиеся в объединении имеют возможность проявить и развить свои способности, они могут менять виды деятельности, выбирая себе занятие по интересам и возможностям. Программа строится на основе педагогики сотрудничества и создания ситуации успеха.

Цель программы – создание условий для организации разнообразной развивающей, интеллектуальной, творческой, эмоционально – насыщенной деятельности подростков, способствующей развитию их лидерских качеств, организаторских и творческих способностей, формированию социальной активности и художественно – эстетического вкуса.

Задачи:

1.Создать условия для актуализации потребности в саморазвитии и формировании лидерской позиции у участников объединения через включение их в различные виды деятельности.

2.Развить творческий и интеллектуальный потенциал подростков и молодых людей как лидеров детских и молодёжных общественных объединений и организаций, вовлекать участников объединения в научно-исследовательскую деятельность.

3.Формировать у подростков знания, умения, навыки управленческой культуры и потребности быть лидером.

4.Научить лидеров технологиям культуры общения, взаимодействия, влияния на людей, технологиям оказания помощи и самопомощи в современных условиях.

5.Определить вместе с подростками пути дальнейшей реализации их лидерского потенциала в условиях детского, молодежного общественного объединения или образовательного учреждения.

Образовательная программа «Учение с увлечением» рассчитана на подростков от 13 до 18 лет. Программа предусматривает трехгодичный период обучения. После третьего года обучающиеся по желанию могут остаться в коллективе, лучшие обучающиеся получают звание «Лидер – мастер», «Суперлидер».

В объединении 1 группа «Лидер»

Кол-во час. - 2 часа в неделю,

Часов в месяц: – 8 часов,

Итого: 72 часа в учебном году

Слово «лидер» в переводе с английского языка означает «ведущий», а раз есть ведущие, значит, есть и ведомые. Лидерство является непременным атрибутом современной жизни. Оно сопровождает человечество на протяжении всего его существования. Ещё в древние времена выделялись люди, ведущие за собой. Обычно при появлении группы людей, состоящей из трёх и более человек, возникает ситуация лидирования одного и следования за ним других людей. Лидер оказывает значительное влияние на процессы самоорганизации группы, формирование групповых норм и ценностей, на поведение последователей. В связи с этим лидеры и сам феномен лидерства традиционно привлекают внимание исследователей. Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера невозможно существование страны – лидера. Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию "активная гражданская позиция" его первоначальный смысл. Наличие такой позиции у человека есть проявление "лидерских" качеств личности. Одной из основных предпосылок создания программы лидерской направленности является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей подростков, а также реализации их посредством участия в конкретных и важных для их возраста видах деятельности. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека. Ребячьи "вожаки" всегда играли большую роль в детском коллективе. В связи с этим, большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в детских коллективах. Главными и наиболее важными качествами человека в современном мире становится мобильность, конкурентноспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме необходимы определённые знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определённой деятельности. Предлагаемые обучающие занятия создадут благоприятные условия для социализации подростка. Ориентированный на выявление и реализацию лидерского потенциала подростка курс занятий сможет помочь ему более полно и объективно осознать свой лидерский потенциал и пути его развития в рамках лично – и общественно полезной деятельности. Логика подачи материала в программе курса основана на принципе "от теории – к практике". Это связано с тем, что теоретические знания, полученные на лекционных занятиях, необходимо обязательно применить в практической деятельности для закрепления навыков организаторской деятельности, именно это умение – применить теорию к практике, станет критерием успешности деятельности объединения.

Ожидаемые результаты:

  • Подросток умеет грамотно и объективно оценивать и позиционировать себя в определённом социуме.
  • Имеет чёткую позицию в вопросе лидерства.
  • Владеет базовыми знаниями по имиджу лидера и типологии лидерства.
  • Знает формы работы в коллективе и основы формирования команды.
  • Владеет алгоритмами социального проектирования, основных досуговых форм, методикой коллективно – творческой деятельности, имеет навыки подготовки, проведения массовых мероприятий в детских общественных объединениях, является их активным участником.
  • Подросток приобретает навыки научно-исследовательской работы.

Программа объединения предполагает разнообразные формы проведения занятий: лекции, дискуссии, тестирование, практикумы, научно – исследовательскую работу, репетиции и проведение массовых мероприятий и др.

Учебно-тематический план работы объединения «Учение с увлечением» в группе «Лидер»

Название занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Первый год обучения

Раздел 1.
«Понятие и сущность лидерства. Кто такой лидер?» (10 час.)

1.

Введение в образовательную программу объединения  «Лидер». Инструктаж по технике безопасности.

2

2

2.

Понятие и содержание  лидерства.

2

2

-

3.

Типология лидерства

2

2

-

4.

Представление о себе, как о лидере. Обсуждение вопросов теста «Я – лидер».

2

2

5.

Понятие о лидерских качествах. 

2

2

-

 

Итого:

10

8

2

 

Раздел 2. Организаторская техника лидера (16  час.)

6.

Я и команда. Готовность стать лидером.

4

2

2

7.

Правила руководства.

2

2

 -

8.

Принципы организаторской деятельности.

2

2

9

Практикум «Чемодан лидера».

4

2

2

10

Навыки ораторского искусства. Публичное выступление. Дискуссия. Подготовка публичных выступлений для конкурса «Лидер».

4

2

2

 

Итого:

16

10

6

 

Раздел 3. Научно-исследовательская работа (18 час.)

11.

Понятие о научном исследовании. Методы научного исследования.

2

2

-

12.

Проведение тестирования «Я – лидер», обработка материалов, практикум по итогам тестирования.

2

-

2

13.

Анкетирование в детских общественных объединениях, ранжирование лидерских качеств по значимости.

2

-

2

14.

Работа над материалами исследовательских работ по темам: «Воспитание лидерских качеств у участников детских общественных объединений». «История развития детских и юношеских СМИ» Знакомство с детскими и юношескими СМИ, издаваемыми в СК, городе, школах. Изучение истории детских и юношеских СМИ в России.

10

2

8

15.

Участие в научно-исследовательских конкурсах, конференциях

2

 

2

 

Итого:

18

4

14

 

Раздел 4. Массовая работа (28 час.)

16.

Подготовка к Слету актива «Старт надежд».

2

-

2

17.

Подготовка и проведение Школы актива

4

2

2

18.

Подготовка и проведение конкурсов в рамках месячника «Наследники Великой Победы»

4

-

4

19.

Организация конкурса детских СМИ «Молодые ветра»

2

-

2

20

Подготовка и проведение конкурса «Лидер».

4

2

2

21

Подготовка  и проведение патриотических мероприятий, посвященных Дню Победы.

8

2

6

22

Подготовка и проведение итогового слета актива «Это нам по силам».

4

2

2

 

Второй год обучения
Раздел 1. Понятие лидерства (12 часов)

1.

Введение в образовательную программу «Лидер». Инструктаж по технике безопасности.

2

2

-

2.

Стили управления: авторитарный, демократический, либеральный. Природа стиля, сильные и слабые стороны.

2

2

-

3.

Тест «Лидер ли я?». Коллективный портрет лидера".

4

2

2

4.

Анализ результатов теста. Индивидуальные консультации.

2

1

1

5.

Типология лидерства. Теории лидерства. Концепция харизматического лидерства.

2

2

-

 

Итого:

12

9

3

 

Раздел 2. Виды деятельности лидера (10 часов)

6.

Основные идеи методики коллективно – творческой деятельности. Этапы КТД. Виды КТД

2

2

7.

Практикум «В копилку лидера». Планирование  деятельности. Рефлексия.

2

2

-

8.

Проектная деятельность в работе лидера. Метод социального проектирования в деятельности ДЮОО

4

2

2

9.

Основные навыки выступления лидера. Разные пути общения.

2

2

-

 

Итого:

10

8

2

 

Раздел 3. Научно-исследовательская работа (30 часов)

10

Выбор темы научного исследования. Изучение научных источников по теме исследования.

2

2

-

11

Работа над материалами по теме «Сравнительный анализ деятельности пионерской и современных ДЮОО». Работа над понятийным аппаратом исследования.

6

2

4

12

Изучение материалов и подготовка выступлений по темам «Орден в моём доме», «История войн в истории моей семьи», «По ком звонит колокол… о Холокосте»

6

2

4

13

Проведение анкетирования среди подростков, их родителей и учителей по темам исследования.

4

2

2

14

Работа над материалами исследования, подготовка выступления и презентации.

8

-

8

15

Участие в научно-исследовательских конкурсах и конференциях.

4

-

4

 

Итого:

30

8

22

 

Раздел 4. Массовая работа (20 часов)

16.

Подготовка к Слету актива «Старт надежд».

2

-

2

17.

Подготовка и проведение Школы актива

4

2

2

18.

Подготовка и проведение конкурсов в рамках месячника «Наследники Великой Победы»

4

-

4

19.

Организация конкурса детских СМИ «Молодые ветра»

2

-

2

20

Подготовка и проведение конкурса «Лидер».

4

2

2

21

Подготовка  и проведение патриотических мероприятий, посвященных Дню Победы.

2

-

2

22

Подготовка и проведение итогового слета актива «Это нам по силам».

2

-

2

 

Итого

 

 

 

 

Третий год обучения

 

Раздел 1. Человек. Гражданин. Личность. ( 8 часов)

1.

Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ. Собеседование с участниками объединения. Обсуждение итогов обучения в краевой Школе актива, ВДЦ «Смена».

2

2

-

2.

Понятие о гражданственности как интегративном качестве личности. Гражданская позиция лидера.

2

2

-

3.

Понятие о правовой культуре. Конвенция о правах ребёнка. Российская государственная символика. Государственные праздники РФ.

2

2

-

4.

Сочетание и конфликт интересов личности и государства. Основные составляющие понятия личности. Тест «Я - личность?»

2

-

2

 

Итого:

8

6

2

 

Раздел 2. Умения и навыки лидера (10 часов)

5.

Как научиться снимать стресс, вызванный агрессивным поведением. Умение управлять людьми.

2

2

-

6.

Навыки ораторского искусства. Как правильно вести беседу?

2

2

-

7.

Игра «Поспорим с «Великим». Практикум «Узелки на память».

2

-

2

8.

Подготовка к смотру лидерских знаний, умений, навыков. Тест «Экзаменуем лидера». Подготовка презентация «Я – лидер». Подготовка к конкурсу «Лидер».

4

2

2

 

Итого:

10

6

4

Раздел 3. Научно-исследовательская работа (18 часов)

9

Выбор темы научного исследования. Изучение научных источников по теме исследования «Деятельность Минераловодской комсомольской организации»

2

2

-

10

Работа над понятийным аппаратом. Предмет, объект исследования, постановка гипотезы, определение цели, постановка задач.

2

2

11

Проведение анкетирований, тестирований в ДЮОО по проблеме исследования «Деятельность Минераловодской комсомольской организации. Сравнение форм и содержания работы с деятельностью современных ДЮОО»

4

2

2

12

Работа над оформлением исследования, изучение материалов по теме: «Деятельность Минераловодской комсомольской организации», подготовка выступления и  презентации.

8

2

6

13

Участие в научно-исследовательских конкурсах и конференциях.

2

 

2

 

Итого:

18

8

10

 

Раздел 4. Массовая работа ( 36 час.)

14.

Подготовка к Слету актива «Старт надежд».

2

-

2

15

Подготовка и проведение Школы актива

4

2

2

16

Организация интеллектуальной, познавательной   деятельности. Проведение интеллектуальных игр «Брейн - ринг», викторин и конкурсов.

4

2

2

17

Организация творческой деятельности в рамках Года литературы. Подготовка и проведение литературно-музыкальных гостиных. Участие в городских и краевых литературных и  творческих конкурсах.

6

2

4

18

Подготовка и проведение слёта «Равнение на Победу», конкурсов в рамках месячника «Наследники Великой Победы»

4

-

4

19

Подготовка и проведение городского и краевого конкурса «Лидер».

6

2

4

20

Подготовка  и проведение патриотических мероприятий, посвященных Дню Победы.

8

-

8

21

Подготовка и проведение итогового слета актива «Это нам по силам».

2

-

2

 

Итого:

36

8

28

 

Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей образовательной программы «Лидер»

  • Учебный класс (стулья, столы, доска).
  • Стенд переносной – 1 шт.
  • Теоретические, лекционные материалы, карточки с тестами "Я – лидер" и др.
  • Магнитофон – 1 шт.
  • Комплект дисков с записями современных мелодий.
  • Канцелярские товары
  • Тексты документов: Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка,  Устав краевой ДОО «Союз детей Ставрополья», Положение о Минераловодской ДЮОО «Радуга»,  Устав ДЮОО «Радуга», Программа деятельности  и др.
  • Компьютер, мультимедийная установка  – 1 шт.
  • Экран – 1 шт.
  • Трибуна – 1 шт.

 

Список литературы

  • Возжаев С.Н., Возжаева Е.И. Слагаемые успеха лагерной смены. – М., 2002.
  • Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы.– М., 2003.
  • Иванов.И.П. Энциклопедия коллективно– творческих дел. – М., 1989.
  • Игротека "Лидер 21 века". – Н.Новгород, 2006.
  • Кабуш В.Т. Гуманистическое воспитание школьников. – Минск, 2004.
  • Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного воспитательного процесса. – М., 1993.
  • Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
  • Колузаева Н.Г. Организация занятий со школьным активом. – Ж. "Классный руководитель" №4, 2006.
  • Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.1986.
  • Лутошкин А.Н.Эмоциональная жизнь детского коллектива. – М., 1979.
  • Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие для школьных администраторов, учителей/ авт.– сост. А.Н.Вырщиков , М.Б.Кусмарцев, А.П.Пашкович.– М.: Глобус, 2007.
  • Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива.– М., 1978.
  • Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора.– М., 1996.
  • Сухомлинский А.В. Методика воспитания коллектива. – М., 1980.
  • Филлипова Н. Оргсбор как школа самоорганизации. – Уфа, 2003.
  • Школа интересных каникул / авт.-сост. С.Г.Огнева и др.– Волгоград: Учитель, 2007.
  • Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры, – М., 1994.
  • Шмаков С.А. Каникулы. Прикладная энциклопедия. – М., 1994.
  • Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М., 1998.
  • Щуркова Н.Е. За гранью урока.– М., 2004.

 

copyright © 2013 - 2024, МБУ ДО ДДТ г. Минеральные Воды