подразделы текущего раздела
ДЮОО
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНЕРАЛОВОДСКОЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "Р А Д У Г А "
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Детско-юношеская общественная организация "РАДУГА" родилась в октябре 1997 года (дата первого торжественного приема в "Радугу"- 16 октября 1997 г.). Решение о создании организации по форме - ОБЪЕДИНЕНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЙ было принято на Слете актива Минераловодских детско-юношеских объединений школ города и района 19 мая 1997г.
В период с 1994 по 1997 год детско-юношеские объединения действовали по Программе "ПОЗНАЙ СЕБЯ" включающей тропинки:
• "Ты – минераловодец";
• "Память";
• "Благотворящие";
• "Экологический десант";
• "В мире прекрасного";
• "Рачительный хозяин";
• "Мастерок";
• "Стадион богатырей";
• "Агентство информации";
• " Смена смене идет";
• "Бабушкин сундучок".
Организация "Радуга" взяла в свою Программу все лучшее из опыта работы скаутского, пионерского движений и Программы действий "Познай себя". Работа в организации "Радуга" строится на принципах:
1. Добровольность – объединение детей, подростков на добровольных началах на основе общих интересов;
2. Самостоятельность;
3. Творческая активность, инициатива;
4. Сотрудничество детей и взрослых.
За годы деятельности ДЮОО «Радуга» в ее составе были более 18 тысяч минераловодских школьников. Численность организации увеличивалась от 600 человек в первый день приема в организацию до 4,5 тысяч человек. Вся работа ДЮОО "Радуга", направлена на развитие творческих способностей каждого члена организации и на создание условий для их самореализации.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа определяет приоритетные направления деятельности организации. Каждому направлению соответствует определенный цвет радуги.
• ПАТРИОТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ (КРАСНЫЙ ЦВЕТ РАДУГИ): воспитание патриотизма и уважение к героическому прошлому народа, изучение истории, культуры, традиций, обычаев родного края и Отчизны.
• НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (ОРАНЖЕВЫЙ ЦВЕТ РАДУГИ): знакомство с общечеловеческими ценностями, воспитание доброты, поддержка движения за гуманизм и милосердие; забота о детях и стариках, о больных и инвалидах, о тех, кто попал в беду.
• ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ РАДУГИ): забота о природе, помощь животным, борьба с загрязнением окружающей среды, участие в движении "Чистый двор, чистая улица, чистый город", конкретная работа по озеленению города.
• ТРУДОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ): общественно-полезные трудовые дела; благоустройство школы, школьных дворов, домов и улиц, трудовые акции по сбору стекла и макулатуры.
• ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ (СИНИЙ ЦВЕТ): пропаганда здорового образа жизни; проведение "Дней здоровья"; занятие спортом и туризмом; организация спартакиад, эстафет, спортивных соревнований; работа профильных отрядов ЮИД.
• ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ (ГОЛУБОЙ ЦВЕТ): смотры, конкурсы, фестивали искусств, выставки, смотры художественного творчества "Юные дарования".
• ТВОРЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ): стимулирование развития творческих личностей, поддержка талантливых и одаренных детей.
По каждому направлению деятельности определяется план массовых мероприятий и акций, координируется работа школьных детско-юношеских объединений, входящих в "Радугу", вручаются экспедиционные задания, подводятся итоги, определяются лидеры.
Организационно-методическое обеспечение выполнения программы «РЯДОМ И ЧУТЬ ВПЕРЕДИ»
1. Создание и организация деятельности детско-юношеских объединений учащихся всех возрастных групп во всех школах и учреждениях дополнительного образования города и района (в течение года)
2. Организация работы методического сем и нара старших вожатых "Альтаир" (в течение года)
3. Пропагандистские выступления агитбригады отряда вожатых
"Альтаир" (в течение года)
4. Обмен и обобщение передового опыта работы, смотр методических материалов старших вожатых. Организация конкурса "Вожатый — профессия птица" (в течение года, май)
5. Оказание методической помощи в разработке программ и перспективных планов деятельности детско-юношеских объединений (регулярно)
6. Сотрудничество с редакцией издания "Сообщение" для изучения
передового опыта краевых детско-юношеских организаций и публикации лучших материалов из опыта работы Минераловодских детско-юношеских объединений и организаций (регулярно)
7. Участие в Краевом конкурсе Программ деятельности детско-юношеских объединений и организаций. (Март)
Работа с активом детско-юношеских объединений и организаций "ЛИДЕР"
1. Выборы актива, лидеров во всех детско-юношеских объединениях и организациях. (Сентябрь)
2. Работа совета командиров по выработке плана действий, подготовке городских общих дел, обсуждение работы школьных организаций и объединений. (Сентябрь 1 раз в четверть, в течение года)
3. Работа городского клуба старшеклассников "Ритм" (2 раза в месяц, в течение года)
4. Проведение слета актива "Старт надежд" с вручением экспедиционных заданий. (Октябрь)
5. Проведение слета актива "Это нам по силам" с подведением итогов работы за год и награждением лентами "Лидер года". (Май)
6. Работа городской школы актива "Лидер". ( Январь, июнь)
7. Семинары вожатых школьных летних лагерей. (Апрель-май)
8. Проведение городского конкурса «Лидер» среди активистов детско-юношеских организаций. (Апрель)
9. Участие в Краевом форуме детско-юношеских организаций. (Март, май)
10. Участие в краевой школё актива в краевом конкурсе "Лидер".(Август)
Обеспечение гласности деятельности детско-юношеских объединений и организаций «СВОЙ ГОЛОС»
1. Организация работы школьных городских пресс-центров. Выпуск
радиопередач о деятельности детско-юношеских объединений.
(В течение года)
2. Проведение городского конкурса стенгазет отрядов ЮИД.
(Октябрь, март, апрель)
3. Проведение городского конкурса боевых листков "Подвиги отцов -
крылья сыновей". (Февраль)
4. Проведение конкурса стенгазет и плакатов на тему "От экологии
природы — к экологии души". (Апрель)
5. Смотр-конкурс стенгазет школьных детско-юношеских организаций
на итоговом слете "Это нам по силам". (Май)
Организация и координация деятельности по приоритетным направлениям, городские массовые дела и акции, участие в краевых акциях.
"СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА"
I. Патриотическое направление.
1. Создание патриотических клубов, отрядов, отрядов "Зарница",
советов, музеев во всех школах. (В течение года)
2. Сотрудничество с воинской частью 6762. Организация встреч,
концертных программ в воинской части. (В течение года)
3. Проведение акции "Дети России — солдатам войны". Подготовка
подарков солдатам, проходящих службу в Чечне. (В течение года)
4. Выполнение экспедиционных заданий, посвященных 125-летию
г. Минеральные Воды и 200-летию КМВ. Краеведческая работа,
участие в движении "Отечество". (В течение года)
5. Встречи с ветеранами ВОВ, посвященные 60-летию освобождению
города Минеральные Воды и Минераловодского района. Конкурс
чтецов патриотических произведений "Юность, опаленная войной".
(Январь)
6. Слет патриотических отрядов "Наследники Великой Победы".
Викторина "Истории славные страницы", посвященная г. Мине-
ральные Воды. (Январь)
7. Проведение Дня юного героя. Патриотические сборы в школьных
детско-юношеских организациях, героические линейки. (Февраль)
8. Участие в городском конкурсе патриотической песни
"Солдатские звезды". (Февраль)
9. Встречи с курсантами военных училищ, военнослужащими,
офицерами "Честь имею". (Февраль)
10. Военно-спортивный конкурс "А ну-ка, парни!" под девизом
"Сильные духом". (Февраль)
11. Городской конкурс самодеятельных поэтов по темам: "Люблю
тебя, моя малая Родина", "Мой мир". (Март)
12. Участие в городской военно-спортивной игре "Зарница".
(Апрель-май)
13. Митинг, посвященный памяти жертв Чернобыльской аварии и
локальных войн. (Апрель)
14. Вахта Памяти. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны
"Сыны Отечества". Праздничные концертные программы. (Май)
15. Митинг молодежи "Памяти павших будем достойны". (Май)
16. День Памяти. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.
(Июнь)
17. Организация исследовательской работы "Моя родословная".
II. Нравственно-этическое и гражданское становление.
1. Проведение уроков и маршей мира, уроков гражданина.
(В течение года)
2. Организация нравственных проповедей "Здесь твой дом", "Живи и
помни", "Протяни руку помощи", "Твори добро",
"Чтобы помнили" и др. (В течение года)
3. Организация шефской, тимуровской работы. Операция "Зажигаем
тимуровские звезды". (В течение года)
4. Создание вожатских отрядов в школах, отношений дружбы и
развитие сотрудничества, шефства над объединениями младших
школьников. (В течение года)
5. Организация помощи детским домам и интернатам. Проведение
акции "Чужого горя не бывает", "Поделись своей игрушкой".
(В течение года)
6. Проведение фестиваля "Рождественские звезды". (Январь)
7. Участие в выставке декоративно-прикладного творчества
"Возрождение духовности". (Апрель)
8. Организация работы по правовому воспитанию. Проведение декады
правовых знаний:
- проведение конкурса творческих работ по правам человека;
- организация дискуссии "Имею право". (Ноябрь)
III. Трудовое направление деятельности
1. Создание советов трудовых дел в школьных объединениях и
организациях. (Сентябрь, октябрь)
2. Организация конкурса на самый лучший школьный двор,
территорию, клумбу. (Сентябрь-май)
3. Проведение операции «Наш двор» по благоустройству места
жительства. (В течение года)
4. Акция "Чистота и красота своими руками" по оформлению
комнат школьников и детских объединений в школах и в клубах
по месту жительства. (В течение года)
5. Трудовые десанты по сбору макулатуры и стекла. (В течение года)
IV. Экологическое и природоохранное направление деятельности
1. Создание в школах профильных отрядов юных экологов и
организация их деятельности. (В течение года)
2. Проведение конкурса на самый озелененный класс и комнату
школьников и детских объединений. (В течение года)
3. Проведение мониторинга состояния рек и водоёмов города и района
проведение рейдов по очистке проймы реки Кумы. (В течение года)
4. Организация выходов на природу с проведением работ по очистке
лесов, полян и родников. Акция "Живи, родник". (В течение года)
5. Проведение выставок комнатных растений с защитой рефератов и
творческим представлением "Мой зеленый друг". (В течение года)
6. Участие в акции "Минеральные Воды — чистый город".
(В течение года)
7. Проведение операции "Кормушка". (Декабрь — февраль)
8. Работа по изучению народных примет природных явлений,
организация праздников и конкурсов. (В течение года)
9. Проведение праздника "Встреча весны и птиц". Конкурс на
лучший скворечник, развешивание скворечников в парках и
школьных дворах. (Март)
10. Проведение городского эколого-краеведческого фестиваля
"От экологии природы к экологии души". (Апрель)
11. Участие в месячнике экологической безопасности, посвященном
Дню Земли. (Апрель)
12. Участие в акции, посвященной дню защиты окружающей среды.
(Июнь)
V. Художественно-эстетическое и творческое направление деятельности
1 Участие творческих объединений в праздновании Дня города. (Сентябрь)
2.Участие в конкурсе художественного творчества "Мы все за шар земной
в ответе". (Октябрь)
3. Подготовка агитбригад и концертных программ на слетах актива и
фестивалях детско-юношеских объединении. (В течение года)
4.Организация выставок "Мир твоих увлечений". (В течение года)
5. Участие в городской выставке декоративно-прикладного творчества.(Март)
6. Проведение конкурса чтецов и самодеятельных поэтов. (Февраль, март)
7. Участие в конкурсе художественного творчества "Юные дарования".
(Апрель)
8. Организация праздников и представлений с участием творческих
коллективов и объединений. (В течение года)
VI. Физкультурно-спортивные и здоровьесберегающее направление деятельности
1. Создание профильных отрядов ЮИД, советов физоргов и организаторов
спортивной работы в школьных детско-юношеских организациях.
(В течение года)
2. Проведение месячника безопасности дорожного движения. (Сентябрь)
3. Организация смотра-конкурса отрядов ЮИД "Законы дорог уважай".
(Октябрь- апрель)
4. Проведение спортивно-развлекательных программ для учащихся младших
классов "Веселая спартакиада" и интеллектуальной викторины "Если
хочешь быть здоров". (Сентябрь)
5. Проведение соревнований "Папа, мама, я — спортивная семья".
(В течение года)
6. Проведение спортивных игр и конкурсов "Вперед, мальчишки!",
"А ну-ка, парни". (Февраль)
7. Организация конкурса "Мисс Грация" в школьных организациях. (Март)
8. Проведение соревнований "Меткий стрелок" и "Лучший пловец"
в школе актива "Лидер". (Июнь)
Положение о Минераловодской детско-юношеской общественной организации "Радуга"
ЦЕЛЬ:Стимулирование и поддержка общественно-полезных инициатив детей и подростков, способствующих саморазвитию и самореализации личности.
ЗАДАЧИ:
1 .Воспитание патриотизма, гражданственности, любви к Родине через
правдивое изучение истории своей Родины, объединение детей и
подростков вокруг общего дела, на основе приоритета их интересов в
обществе.
2.Приобщение к истории и культуре родного края.
З.Воспитание нравственной и экологической культуры.
4.Развитие и самовыражение личности на основе гуманизма,
общечеловеческих ценностей.
5.Развитие творческих способностей каждого члена организации через
участие в конкретных делах.
Принципы деятельности:
-Добровольность:объединение детей, подростков на добровольных началах
на основе общих интересов.
-Самостоятельность:члены организации сами решают все вопросы своей
жизни.
-Творческая активность, инициатива.
-Сотрудничестводетей и взрослых, сотрудничество с другими организация-
ми и объединениями, цель которых не противоречит Конституции
Российской Федерации, Закону "Об общественных объединениях" и целям
организации "Радуга".
Членство в организации:
Членом Минераловодской детско-юношеской организации "Радуга" может быть отдельный человек или коллектив детей и подростков, объединенных общими интересами, ставящий целью решение проблем детей и подростков. Прием производится индивидуально, добровольно детей и подростков с 8 до 17 лет, признающих Положение о ДЮОО "Радуга", законы и заповеди организации.
Организационная структура:
Основой детско-юношеской организации "Радуга" является объединение или профильный отряд в составе не менее З человек.
Многочисленные отряды делятся на звенья. Обязательные сборы по вопросам коллективного планирования и подведения итогов работы.
В течение года проводятся фестивали и встречи профильных отрядов и объединений. В период между сборами жизнью отряда руководит совет отряда. Высшим органом детско-юношеской организации "Радуга" является слет, который собирается не реже 1 раза в год. В период между слетами деятельностью организации руководит Совет во главе с председателем.
СИМВОЛЫ И АТРИБУТЫ:
ДЕВИЗ:- За Родину, добро, честь и справедливость!
ПРИЗЫВ:- За Родину, добро, честь и справедливость будь готов!
ОТВЕТ:- Всегда готов!
Члены организации "Радуга" называются орлятами.
ПЕСНЯ ОРГАНИЗАЦИИ:- "Орлята учатся летать".
ЭМБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ:- ладони, держащие радугу.
ФОРМА ЭМБЛЕМЫ:- ромб, вверху название "Радуга", внизу призыв
"Будь готов!"
Эмблемаможет быть изображена на значках, шевронах, вымпелах членов
организации.
Галстукичлены организации носят галстуки цветов, соответствующих приоритет-
ным направлениям деятельности или профилями отрядов.
Пилотки- по цвету соответствует цвету галстуков, их носят вожатые и командиры.
Приветствие— левая ладонь, согнутая в локте, поднята на уровне плеча. Означает:
открытое сердце, приветствующее друзей и ладонь, готовую к помощи.
АТРИБУТЫ:горн, барабан.
ЗАПОВЕДИ ЧЛЕНОВ ОРГАНИЗАЦИИ:
1. Не жди от других ничего, но сам отдавай все, что можешь.
2. Посвяти свою жизнь Родине и ближним.
3. Будь рыцарем — защитником слабых и поборником правого дела.
4. Укрепляй свое тело и душу, просветляй ум.
5. Пусть первая твоя мысль будет о других, и лишь вторая о себе.
6. Будь завтра лучше, чем ты есть сегодня и чем ты был вчера.
7. Помни призыв: "Будь готов!".
ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1. Закон единства слова и дела.
2. Закон истины и верности.
З. Законы дружбы и товарищества.
4. Законы чести и совести.
5. Законы заботы и милосердия.
6. Законы чистоты и рыцарства.
ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОБЕЩАНИЕ
Я, ..., добровольно вступая в ряды Минераловодской детско-юношеской организации «Радуга», торжественно обещаю: выполнять свой долг перед родиной, помогать ближним и жить по законам организации.
ЧТО НАС ОБЪЕДИННЯЕТ
- Любовь к Родине, родному городу, краю.
- Стремление сделать жизнь лучше, интереснее, добрее, справедливее.
- Желание научиться слышать и понимать друг друга и действовать сообща.
- Желание иметь возможность для самовыражения и творческого роста.
- Потребность знать больше, чем знаем, уметь больше, чем умеем.
ЧТО НАМ ДОРОЖЕ ВСЕГО
- Человек с его мыслями, заботами, радостями и печалями.
- Здоровье каждого.
- Честь и свобода Родины.
- Мир и дружба между людьми и народами.
- Судьба и культура народов.
- Родная природа.
Участники программы:
Индивидуальные и коллективные члены Минераловодской ДЮОО "Радуга", действующие в образовательных учреждениях города и района, в количестве 4000 человек; другие дети и подростки, разделяющие цели и задачи организации.
Организаторы программы:
- Петрич О.И. — методист МОУ ДОД "Дом детского творчества",
2. Цехоня Н.В. – директор МОУ ДОД "Дом детского творчества"
3. Полищук И.А. – педагог- организатор МОУ ДОД
"Дом детского творчества";
4. Мищенко Л.С. – ветеран пионерского движения, помощник депутата ГД
Катренко В.С.
5. Франгулова Г.Д. – старшая вожатая СОШ № 8 с. Левокумка;
6. Небораченко Л.Н. – старшая вожатая МОУ СОШ № 3 с. Гражданское;
7. Сердюкова Э.Г. – заместитель директора по воспитательной
работе СОШ № 8
Материально-техническое, финансовое,
кадровое обеспечение программы
Программа деятельности ДЮОО "Радуга" реализуется на базе образовательных учреждений города и района, в которых организованы комнаты школьников и комнаты детских объединений и организаций, оформлены стенды, планшеты с наглядной агитацией и информацией о деятельности ДЮО.
Координационный совет ДЮОО "Радуга" работает на базе МОУ ДОД "Дом детского творчества" с использованием базы ЦДОД и Поста № 1 для проведения массовых мероприятий, слетов, конкурсов, акций и форумов.
Финансирование программы ДЮОО "Радуга" осуществляется из бюджета Минераловодского муниципального района по молодёжной политике, бюджета ДДТ и ЦДОД, РОСТО и с привлечением спонсоров.
В каждом образовательном учреждении имеются ставки старших вожатых, которые руководят работой детско-юношеских объединений, профильных отрядов. В МОУ ДОД "Дом детского творчества" есть методист по координации детского движения и педагог-организатор, осуществляющие руководство ДЮОО "Радуга".