подразделы текущего раздела
Воспитание в семье ребенка с нарушением внимания и гиперактивным поведением
Воспитание в семье ребёнка
с нарушением внимания и гиперактивным поведением
с нарушением внимания и гиперактивным поведением
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
Специальные исследования показали, что синдром дефицита внимания является самой частой причиной трудностей обучения и нарушений поведения в дошкольном возрасте.
Основными проявлениями данного синдрома являются:
• общее двигательное беспокойство, неусидчивость, недостаточная регуляция по-ведения;
• нарушения целенаправленности и концентрации активного внимания;
• импульсивность и инфантильность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности;
• проблемы во взаимоотношениях с окружающими;
• заниженная самооценка.
Все указанные расстройства приводят к школьной и социальной дезадаптации. Дети не способны предвидеть последствия своих поступков, поэтому нарушения ими дисциплины нельзя считать преднамеренными. Взрывчатая раздражительность сочетается с лабильностью аффекта и легкими переходами от смеха к слезам. У девочек менее выражена гиперактивность, но в большей степени выражены тревога, эмоциональная лабильность, нарушения мышления и речи.
Гиперактивность обычно нормализуется в подростковом возрасте, импульсивность сохраняется у 25% взрослых. Труднее всего компенсировать нарушение внимания.
У детей с СДВГ отмечаются более низкая самооценка, более высокий уровень ал-коголизации и употребления наркотиков, большая частота суицидных попыток, соматических расстройств и нарушений закона. По мере взросления, при отсутствии адекватной помощи, повышается удельный вес компонента диссоциальности: у 25% взрослых отмечается диссоциальное расстройство личности.
В нарушениях поведения у этих детей доминируют взрывчатость, раздражительность, склонность к агрессивным разрядам, возникающим по малейшему неадекватному силе раздражителя поводу. Аффективные вспышки этих детей могут представлять боль-шую опасность для окружающих. В состоянии раздражения они могут бросить камень в голову обидчика, громко нецензурно браниться. Мальчики в состоянии такого аффективного возбуждения становятся неуправляемыми и опасными для окружающих. У них может иметь место так называемый патологический аффект, т.е. агрессивный разряд на фоне неясного сознания, о чем можно судить по тому, что впоследствии подросток не может воспроизвести ситуацию ссоры или драки. Подобные состояния могут наблюдаться и у девочек. У них часто имеет место сочетание агрессивных проявлений с истероидным компонентом, неудержимыми крикливыми рыданиями.
Многие из симптомов — невнимательность, гиперактивность, импульсивность — типичны и для родителей этих детей. Последние часто испытывают чувство вины за своего ребенка. Это тяжелая ситуация для родителей, особенно до того момента, как поставлен диагноз.
Симптомы нарушения внимания, гаперактивности и импульсивности проявляются ранее 7 лет, обычно начиная с 3-летнего возраста. Это нелегкое для диагностики нарушение. Большое внимание необходимо уделять истории болезни, наблюдать ребенка, разговаривать с родителями, воспитателями и учителями.
Симптомы нарушенного внимания
Ребенок не обращает внимания на детали. Например, надо закончить что-либо, внести заключительные штрихи — скорее он отложит это, чем выполнит. Ему трудно удержать внимание, ему свойственна непоседливость. Ребенок не слушает, когда к нему обращаются, из- бегает контакта взглядом, ему сложно сосредоточиться, чтобы слушать. Он может с большим энтузиазмом подойти к заданию, что-либо сделать, но никогда не доводит начатое до конца. Ребенок избегает задач, которые требуют Напряженных умcтвенных усилий и которые являются одновременно «скучными». Если он действительно чем-то сильно увлечен, может заниматься этим часами, но, если вдруг занятие наскучит, — бросит его. Он легко отвлекается на посторонние стимулы, часто теряет свои вещи, постоянно забывает, что надо сделать, особенно в новых для него ситуациях, особенно, когда необходимо быстро сориентироваться. Такие дети не могут выполнить задание по инструкции, если последняя состоит из нескольких звеньев. Ни одно задание не выполняется без многочисленных ошибок, так как дети отвлекаются на любые внешние стимулы, они повышенно забывчивы.
Симптомы гиперактивности
Ребенок ерзает, не может спокойно сидеть. Он сидит и барабанит пальцами, все время двигается в кресле. У него всегда чувство внутреннего беспокойства. Он движется все время, даже если кажется, что он устал. Часто эти дети спят меньше, чем обычные дети, даже в младенчествe.
Таким детям трудно играть тихо — они как будто с мотором внутри. Они обычно очень говорливы — часто это основа для диагноза. Их избыточная моторная активность бесцельна, не соответствует требованиям конкретной ситуации.
Наибольшая выраженность гиперактивности отмечается в дошкольном и школьном возрасте. Наряду с гиперактивностью в двигательной сфере у детей с СДВГ обычно имеют место нарушения координации движений, несформированность мелкой моторики и праксиса. Ребенок затрудняется в освоении навыков самообслуживания (завязывание шнурков, застегивание пуговиц и т.д.), навыков письма. Дети моторно-неловкие с трудом удерживают равновесие. Сочетание этих нарушений с гиперактивностью приводит к повышенному риску травматизма. Ребенок не в состоянии ждать своей очереди в играх и во время занятий, вмешивается в любой вид деятельности окружающих — взрослых и детей, совершает необдуманные поступки. Например, может выбежать на проезжую часть дороги, легко ввязаться в драку. Инфантильность и импульсивность в поведении приводит к крайней нетерпимости в отношении собственных интересов и возникновению конфликтных ситуаций.
Возраст начала расстройства может быть очень ранним, проявляясь во внутри-утробном периоде развития, повышенно энергичным шевелением плода. Такие дети уже в грудном возрасте чрезвычайно чувствительны к сенсорным стимулам. Чем младше ребенок, тем более спонтанна и непроизвольна моторика, поэтому в легких случаях поведение ребенка с гиперактивностью может показаться лишь более темпераментным, чем обычно. Двигательная активность у таких детей повышена даже во сне.
Частота гиперкинетического расстройства составляет 1 —6% у детей в предпубер-татном возрасте. Преобладают мальчики с большим перевесом (4—9: 1). 17% детей являются усыновленными.
Гиперактивное поведение ребенка невозможно контролировать - дети не способны к тихому времяпрепровождению.
Симптомы импульсивности
Импульсивность выражается в том, что ребенок действует не подумав, отвечает до того, как его спросили. Подобные дети не могут регулировать свои действия. Они часто перебивают или недослушивают в разговоре, бестактно вмешиваются в игру, испытывают трудности в коллективной деятельности, требующей соблюдения очередности. Это затрудняет занятия игровым спортом. Дети могут быть излишне болтливы на уроках, не считаясь с ситуацией. Диагноз может быть поставлен с 3—4 лет. Девочек часто поздно диагностируют, потому что они вообще спокойнее. Чем спокойнее ребенок, тем позднее ставят диагноз. Следует отметить, что при диагностике такие дети часто показывают хорошие результаты, если тест интересен и в новинку В ситуации один на один ребенок показывает результаты лучше, чем в группе. Дети часто показывают лучшие результаты в присутствии отца, нежели в присутствии матери. Это объясняется тем, что дети больше привыкают к матери, а отец более в новинку для них.
Постановка диагноза СДВГ
ВОЗ в качестве диагностических исследовательских критериев предлагает рассматривать девять признаков нарушения внимания и девять симптомов гиперактивности и импульсивности. Для подтверждения диагноза СДВГ необходимо:
• наличие не менее 6 симптомов гиперактивности и импульсивности
и/или нарушений внимания
• возникновение их до 7 лет;
• сохранение указанной симптоматики на протяжении не менее
6 месяцев;
• выраженность симптоматики, свидетельствующей о недостаточной
адаптации поведения ребенка и его несоответствии возрастным
характеристикам.
Было предложено выделять две формы синдрома СДВГ:
1. С преобладанием симптомов гиперактивности и имлульсивности.
Постановка диагноза СДВГ является сложным процессом, в котором участвуют разные специалисты и обязательно родители, так как неприемлемое поведение должно наблюдаться в разной обстановке, в том числе и домашней. При обследовании ребенка особо важное значение придается сбору сведений о ребенке и его семье. При сборе дан-ных специалисту прежде всего требуется помощь родителей - Выясняются следующие вопросы:
1. Правша или левша ребенок, владеет ли он двумя руками в равной степени?
2. Отмечаются ли колебания настроения? Нет ли тенденции быть в хорошем настроении один день, а на следующий — впадать в депрессию?
3. Соответствуют ли достижения ребенка его возможностям?
4. Имеются ли трудности включения в задание?
5. Замечают ли родители, что ребенок не может сидеть спокойно, покачивает ногой, стучит пальцами, ерзает?
6. Всегда ли ребенок доводит начатое до конца?
7. Много ли ребенок мечтает с отсутствующим взглядом, «спит наяву»?
8. Испытывает ли ребенок трудности, вспышки гнева, нетерпения, когда он рас-строен?
9. Импульсивен ли ребенок?
10. Легко ли его отвлечь?
11. Откладывает ли ребенок начатое на потом?
12. Часто ли бывает, что он "загорелся" по поводу чего-нибудь, а потом быстро «остыл»?
13. Есть ли у ребенка привычка часто менять программы по ТВ, крутить ручку радио?
14. Способен ли ребенок работать по инструкции?
15. Легко ли приходит в состояние гнева?
16. Имеются ли у ребенка выраженные трудности в обучении?
17. Нет ли подобных нарушений у других членов семьи?
18. Часто ли ребенок нарушает правила?
19. Часто ли ребенок испытывает беспокойство по любому поводу?
20. Низкая ли у него самооценка?
21. Не играет ли ребенок в детском саду (либо в школе) роль клоуна?
22. Не усыновлен ли ребенок?
23. Желанный ли ребенок в семье?
24. Не страдает ли ребенок аллергией?
25. Трудно ли ему сохранять секреты?
26. Любит ли он новые вещи?
27. Свойственна ли ребенку агрессивность, ломает ли он часто
игрушки, рвет книжки?
28. Часто ли ребенок говорит неправду?
29. Часто ли ребенок берет без спросу чужие вещи?
30. Отмечается ли у него асоциальное поведение?
31. Свойственна ли ему эмоциональная незрелость?
32. Отвергают ли ребенка сверстники?
33. Трудно ли ему планировать собственное поведение?
34. Свойственны ли ребенку незрелая моторика и координация, энурез,
нарушения сна?
35. Отмечались ли у родителей гиперактивных детей в детстве
симптомы СДВГ?
36. Отмечается ли у родителей тревожность или депрессивность?
37. Имеют ли родители склонность к алкоголизм асоциальному
поведению?
38. Характерны ли драки в семье?
39. Полная ли семья?
40. Есть ли в семье еще дети и подвержены ли они указанным
нарушениям?
Важно поставить диагноз на раннем этапе, чтобы предупредить развитие вторичных отклонений — беспокойства, тревожности, агрессивности, асоциального поведения.
У детей могут быть трудности обучения, расстройства поведения, депрессии. Они рано замечают, что все дети могут сделать что-то, а они — нет. Ребенок задает себе вопрос — "Что же такое со мной?". Конечно, это накладывает сильный отпечаток на ребенка. Родителям следует иметь в виду, что сам по себе синдром не проходит к подростковому возрасту, и детям необходима помощь.
Исследования показали следующее.
К подростковому возрасту у 70—80% этих детей могут наблюдаться некоторые симптомы СДВГ. 2/3 взрослых имеют неполный синдром. 25—45% демонстрируют асоциальное поведение. У таких подростков нередко имеются приводы в милицию, они рано начинают злоупотреблять алкоголем, употреблять наркотики. Большинство не заканчивают школу, 20% проявляют физическую агрессию. Нередко они попадают в автомобильные катастрофы. Среди них часты попытки к самоубийству.
Родители должны принимать самое активное участие в лечении, обучении и воспитании ребенка. Они должны понимать, что при сохранном интеллекте и адекватном воспитании их дети могут достичь немалых успехов. Например, Черчилль, Эйнштейн, Эдисон и Моцарт также страдали этим синдромом. Эти дети часто обладают хорошей интуицией, творческим мышлением, у них постоянно появляются какие-то идеи. Вместе с тем им трудно отвечать на вопросы или быстро что-то делать. Такому ребенку следует помочь, сказан: «Не спеши». Порой, если он отвлекся, достаточно положить ему руку на плечо, чтобы вернуть его внимание. Дети более продуктивны в первую половину дня. Та-ким детям тяжело концентрировать внимание, особенно, если они устали. Чтобы привлечь и поддерживать внимание, надо делать занятие более интересным и разнообразным. Детям трудно делать скучную работу. Им всегда нужна индивидуальная поддержка; они лучше работают под наблюдением взрослых, им всегда нужен помощник или наставник.
При занятиях с детьми родители не должны давать им большую нагрузку. Работу с ребенком следует делить на короткие периоды. Дети нуждаются в более частых поощрениях, чтобы у них возникало ощущение успеха. Следует занизить требования к аккуратности ребенка. При занятиях с ребенком обязательно применять наглядные средства, вовлекая его в работу Показывать, как выполнить то или иное задание, делать его вместе, в результате чего у ребенка выработаются умения и навыки. Следует формировать положи-тельные привычки. Не надо увлекаться многословными советами и поучениями: ведь ребенок не может долго удерживать внимание. Следует продумать план управления таким ребенком, объяснить правила поведения в каждом конкретном случае, объяснить, чего от него ожидают.
Говорить с ребенком нужно спокойным доброжелательным тоном. В случае конфликта нельзя кричать, нужно сохранять хладнокровие. Родители должны помогать раз-вить в ребенке чувство уверенности в себе, умение справляться с любой ситуацией.
Как помочь ребенку с нарушением внимания?
Рекомендуется комплексный подход к проблемам ребенка с СДВГ. Медикаментозное лечение само по себе недостаточно. Необходимым условием успеха является психологическая и педагогическая коррекция, позволяющая изменить поведение и повысить самооценку ребенка. Определены задачи родителей, имеющих подобных детей.
Среди школьников младших классов около 10% мальчиков и 1% девочек относятся к категории гиперактивных. Известно, что дети различаются по своей подвижности. При этом, если одни, на взгляд взрослого человека, чрезмерно подвижны, то есть и такие, кто практически всегда находится в непрестанном движении. Посторонний наблюдатель может сделать вывод, что они просто гораздо активнее обычных детей, однако эта активность внешне ничем не мотивирована.
Гиперактивные дети раздражают учителей, родителей, посторонних. Среди них могут быть одаренные, но их очень трудно терпеть в классе. Так, в детстве Эдисон вступал в конфликты со всеми взрослыми, с которыми ему приходилось общаться. Он постоянно задавал вопросы и не всегда дожидался ответов, везде совал свой нос и всюду становился причиной возникавших неприятностей. Мать была вынуждена забрать его из школы и обучать на дому. Невозможным и некоррегируемым ребенком считала маленького Уинстона Черчилля его первая гувернантка. Негодовали и приходили в ярость и другие его учителя. В школе ему разрешалось выходить из класса во время урока и обегать вокруг школы, чтобы освободиться от избыточной энергии. Гиперактивный ребенок дезорганизует работу в классе. Такой ученик не может ждать, пока его спросят, перебивает учителя и одноклассников, отвлекается и сам мешает другим. Эти дети часто бросают работу незавершенной, их деятельность не целенаправленна. Они не пользуются симпатией у сверстников, не бывают лидерами. К подростковому возрасту гиперактивность уменьшается и может исчезнуть.
Менее оптимистичен прогноз, если у ребенка наряду с гиперактивностью имеются нарушения внимания, не являющиеся следствием гиперактивности. Такое состояние и по-лучило название синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Для этих детей характерны трудности в обучении, связанные с задержкой развития школьных навыков и нарушениями поведения. Плохая адаптация в школе обусловливает их низкую самооценку. Взрослея, они по-прежнему остаются нетерпеливыми, суетливыми, склонными к конфликтам, плохо поддаются дисциплине и не заинтересованы в обучении. У них мало друзей, они часто жалуются на физическое недомогание и эмоциональные проблемы. Такие подростки чаще, чем другие, привлекаются к судебной ответственности за правонарушения.
Взрослый человек, если ему не была оказана адекватная помощь в детском возрасте, суетлив, легко отвлекаем, ему трудно сосредоточиться и удерживать внимание на предмете деятельности. Такие люди нетерпеливы, импульсивны, вспыльчивы. У них часто меняется настроение. Трудности планирования деятельности и неорганизованность мешают им в продвижении по службе, в устройстве личной жизни. Из-за неорганизованности, невнимательности, плохого качества выполняемой работы они не могут долго удерживаться на одном месте. Распадается их семья.
В то же время адекватная психологическая и медикаментозная поддержка позволяет им приспособиться к своему недостатку и использовать свою энергию, творческие возможности и положительные качества личности для профессиональных достижений и создания семьи.
Причины нарушения внимания и гиперактивности интенсивно изучаются. В течение многих лет СДВГ обоснованно связывали с многочисленными неблагоприятными факторами беременности и родов, обусловливающими минимальную мозговую дисфункцию (ММД). Действительно, отравление свинцом, алкогольная интоксикация, родовая травма и асфиксия, неблагоприятное течение беременности, задержка созревания лобных структур традиционно рассматриваются как причины дефицита появления СДВГ. Однако не всегда в анамнезе детей, страдающих подобными нарушениями, можно обнаружить перечисленные вредности. В то же время данные клинико-генеалогических и близнецовых исследований указывают на возможную роль наследственной предрасположенности. Последнее подтверждается нейрофизиологическими и биохимическими исследованиями, выявившими изменения обмена веществ в мозге людей с нарушенным вниманием.
Участие родителей в коррекционном процессе: правила общения с детьми
Эмоциональные реакции родителей детей с СДВГ’ бывают чрезмерными. Родители переживают целую бурю эмоций: сильную радость, когда ребенок достигает успеха, и сильное огорчение, разочарование и чувство собственной вины, когда его постигает неудача. Однако обычным для них является чувство усталости. Жизнь для них подчас кажется бесконечным сражением с ветряными мельницами. И все же таким родителям следует помнить, что достижение успеха для их ребенка вполне реально.
Родителям следует взглянуть на свой образ жизни и взаимоотношения в семье с точки зрения потребностей ребенка. Структурировать собственное поведение. Если взрослые в семье страдают частыми немотивированными сменами настроения, в семье конфликтные отношения, они не уверены в себе, испытывают чувство вины, недостаточна успешность профессиональной деятельности, натянуты отношения с коллегами, то им самим следует воспользоваться помощью психотерапевта, чтобы разработать стратегию дальнейшего поведения. Родителям, имеющим ребенка с дефицитом внимания, необходимо объяснить другим взрослым, общающимся с их ребенком, в первую очередь родственникам, воспитателям, что он имеет специфические трудности в выполнении заданий, так как его нервная система функционирует не совсем так, как у других детей. Не следует ждать, когда воз-никнет непонимание и враждебность по отношению к ребенку.
Родители должны быть в курсе всех мероприятий по оказанию помощи ребенку и в тесном контакте с теми, кто их проводит: педиатром, психологом, учителем. Только в этом случае помощь будет эффективной. Хорошо себя зарекомендовали так называемые группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами. Общение в таких группах оказывает эффективную помощь ребенку.
Прежде всего родители должны определить, что именно в поведении ребенка особенно их настораживает. Все это обсуждается и взвешивается в семье и с психологом. В результате родителям становится более понятным поведение ребенка, да и собственное поведение они начинают оценивать более объективно. Первым шагом к изменению поведения ребенка является составление плана общения с ребенком. даже очень занятые родители должны научиться ежедневно выделять 10—15 минут, чтобы побыть с ним, вникнуть в то, что он делает, вы- слушать его и поддержать.
Родителям необходимо научиться бороться с нежелательным поведением ребенка не только посредством наказаний, но и с посредством игнорирования его действий. Например, ребенок бросил свою игрушку под дождем — не спешите ее поднять. Ребенок ищет положенную не на место вещь — не торопитесь помочь ему пусть поищет. Ребенок импульсивно выскакивает на велосипеде на середину проезжей части — на время запретите ему пользоваться велосипедом. Наконец, почаще используйте наказание, заключающееся в спокойном сидении в определенном месте после совершенного проступка.
Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно быть сложным и состоять из нескольких звеньев. Запоминание длинных инструкций, состоящих из цепочки коротких указаний, особенно затруднительно. Поэтому не стоит давать ребенку более одного указания за раз.
Трудная задача для ребенка с дефицитом внимания — завести и поддерживать дружбу со сверстниками. Такие дети могут говорить, не обращая внимания на высказывания собеседника, могут не поддержать, когда его товарищ пытается начать игру, вмешиваться, в чужую игру, не соблюдать ее условий, бросить игру, не доведя ее до конца.
Проблемы со сверстниками могут приводить к одиночеству и низкой самооценке. В то же время дружба для ребенка с дефицитом внимания является важным фактором в достижении успеха. Чтобы помочь ему наладить отношения со сверстниками, можно предпринять следующие шаги.
1. Понаблюдайте за ребенком во время его общения со сверстниками. Приметив хорошие проявления во взаимоотношениях, наградите его за это.
2. Организуйте совместную деятельность своего ребенка с его другом. Например, это может быть совместный выход на игровую площадку или в библиотеку.
З. Устраивайте перерывы в общении со сверстниками, если видите, что уровень возбуждения у вашего ребенка чрезмерно высок.
4. Старайтесь уменьшить агрессивные проявления в поведении ребенка дома.
5. Обратите внимание на то, что участие в игровом спорте представляет значительные трудности для ребенка с дефицитом внимания. Это связано с выполнением ряда правил, соблюдением очередности на протяжении достаточно продолжительного времени. Однако жесткие запретительные установки здесь не годятся. Если ребенок очень заинтересован именно этим видом спорта, посоветуйтесь со специалистами и тренером, как лучше справиться с трудностями.
6. Всегда будьте хорошими адвокатами для своего ребенка. Помните, что большинство людей ничего не знают о нарушениях внимания. Найдите время, чтобы в начале каждого учебного года поговорить с учителями о своем ребенке и его нуждах. Помните, что ваш ребенок может нуждаться в специальных методах коррекции, если у него наблюдаются специфические недостатки обучаемости.
Опыт показывает, что дети, имеющие осведомленных родителей, гораздо лучше подготовлены к жизненным трудностям. Необходимо, чтобы ваш ребенок «все» знал о своих трудностях и способах справляться с ними.
Постарайтесь в общении с ребенком придерживаться следующих правил.
1. Прежде чем поручить ребенку что-либо сделать, тщательно взвесьте, сможет ли он с этим справиться. Не ожидайте, что поручения или свои обязанности он сразу выполнит очень хорошо.
2. Установите твердый распорядок дня, обязательный не только для ребенка, но и для всех членов семьи. Напоминайте об этом распорядке своему ребенку почаще.
3. Придумайте гибкую систему вознаграждения за хорошо (без отвлечений) выполненное задание. Это может быть словесное поощрение типа: «Ты сегодня пришел в школу вовремя. Молодец!. Это может быть поцелуй или разрешение пригласить поиграть друга, разрешение смотреть телевизор дольше обычного, поиграть с родителями в какую-либо игру и т.д.
4. Если в семье есть другие дети, поощряйте и их за хорошо выполненную работу Почаще показывайте, как лучше выполнить то или иное задание, не отвлекаясь.
5. Если ребенок не сделал чего-либо, потому что отвлекался, объясните ему, что из этого может получиться и почему Например, чтобы успеть в школу ребенок должен выйти из дома не позднее 8 часов утра, а он в это время все еще одевается. Подойдите к нему и объясните, что он не подготовился к школе вовремя и опоздает, а это недопустимо.
6. Подписывайте соглашения со своим ребенком типа: «Я, Алексей, обязуюсь три дня подряд не опаздывать в школу. Если я это выполню, то смогу смотреть телевизор на 30 минут дольше». Такое соглашение должно учитывать пределы возможного для ребенка и оговаривать только одно условие.
7. Не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка. Не подбирайте за ним вещи и игрушки.
8. Не следует давать ребенку только директивные указания: «Ты должен сделать то-то и то-то». Лучше говорить с ним в более мягкой форме: «После того, как ты приготовишься ко сну, можешь посмотреть телевизор».
9. Напоминайте ребенку о его обязанностях не только устно. Пусть он их видит: повесьте на стену их перечень.
10. Расширяйте список обязанностей по мере того, как убедитесь, что он научился с ними справляться не отвлекаясь. Разрешите ему принимать участие в обсуждении круга его обязанностей.
11. Покажите ребенку несколько раз, как нужно выполнять его новую обязанность, прежде чем разрешить выполнять ее самому.
12. Убедитесь, что у ребенка есть все необходимое, чтобы выполнить свои обязанности по дому в срок. Объясните, что обязанности, не выполненные в срок, придется выполнять в другое время, предназначенное для отдыха и развлечений.
13. Постарайтесь снизить влияние отвлекающих факторов во время выполнения задания. Выключайте телевизор, если пришло время накрывать на стол. Не приглашайте друзей в дом, когда ребенок делает уроки.
14. Не разрешайте откладывать выполнение дел на другое время. Объясните, что потом можно забыть их сделать.
15. Предусмотрите еженедельную уборку ребенком своей комнаты.
16. Обеспечьте такую атмосферу в доме, когда работают все вместе, поддерживая порядок в доме.
17. Помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как начало для него — самое трудное.
18. Не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития и способностям.
19. По мере выполнения поручений ребенок вычеркивает их из списка, который должен составляться для него ежедневно. Пусть он ставит звездочки
напротив правильно выполненных заданий и пусть получает от вас за них вознаграждение.
Cоотношение поощрений и наказаний.
Не следует ограничиваться материальными поощрениями, поскольку доверительная беседа, совместное развлечение или творческая деятельность привлекательнее и полезнее для ребенка, как и демонстрация уважения и гордости за него.
Представляется возможным и обоснованным ограничение случаев допустимости физического наказания ребенка тремя типами нежелательного поведения.
1. В тех случаях, когда это поведение представляет угрозу для его жизни и здоровья. Например, если ребенок выскочил на проезжую часть дороги на красный свет или разговорился и пошел с незнакомым человеком.
2. В тех случаях, когда его поведение угрожает не только его жизни и здоровью, но и благополучию окружающих. Например, игра с огнем или агрессия в отношении других людей.
3. В тех случаях, когда ребенок сознательно и целенаправленно издевается над своими воспитателями, по-видимому, желая проверить, до какой степени это может оставаться безнаказанным.
Перечень поощрений и наказаний должен быть максимально большим и разнообразным, чтобы воспитательные воздействия могли быть достаточно гибкими. Следует иметь в виду, что ребенок никогда не посчитает наказание несправедливым, если его тяжесть соответствует тяжести проступка. Разумные поощрения желательного поведения делают необоснованными опасения, что он вырастет вымогателем.
Полезно иметь список, в котором количество поощрений превышает количество наказаний, для того чтобы вычеркивать неэффективные методы. Не следует включать в список чтение нотаций в ответ на негативное поведение. Излишнее морализирование может вызвать обратный эффект и отвратить детей от социального опыта и житейской мудрости старшего поколения.
Для осуществления психокоррекционных задач Ю.С. Шенченко предлагает следующий список поощрений:
1) «аванс» или своего рода опережающая награда;
2) обещание реальной награды (материальной или моральной);
3) включение задания в игровой сюжет, увлекающий ребенка:
4) неожиданное проявление доверия, побуждающее воспитанника, во что бы то ни стало оправдать его;
5) совместная деятельность с группой или значимым лицом;
6) моделирование успешности усилий, вдохновляющее «предвкушением победы»;
7) выражение веры в силы и способности ребенка (подбадривание);
8) подключение эгоцентрических установок (показательное выступление);
9) мотивация за счет любопытства;
10) азарт, спровоцированный кокетством, соперничеством, конкуренцией;
11) безусловное прощение прежних прегрешений («амнистия);
12) предоставление возможности самореализации (творческая мотивация);
13) комплексная вдохновляющая стимуляция.
К поощрениям, следующим незамедлительно вслед за поведением, которое необходимо зафиксировать, относятся следующие воздействия:
1) похвала (выражение радости и благодарности за приложенные усилия);
2) ласка (поглаживания, прикосновения, нежные слова, приятные ребенку, соответствующие содержанию поступка);
3) лакомство;
4) развлечение (максимально приближенное по времени к ситуации);
5) подарок ‚как символ одобрения, не обязательно дорогой);
6) премия (как материальная, так и в форме «услуга за услугу»);
7) восхваление публичное (по принципу «доски почета»);
8) положительная оценка в «дневник поведения»;
9) разговор «по душам» (в том числе нотация в истинном смысле слова);
10) выражение сочувствия по поводу пережитых волнений и трудностей;
11) лестное сравнение с почитаемым авторитетом;
12) проявление уважения (общение в трансакции «взрослый — взрослый»).
В список наказаний Ю.С.Шевченко предлагает внести следующие меры:
1) лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
2) запрет на приятную деятельность, встречи с друзьями;
З) смена дружеского тона на строгое официальное общение;
4) штраф (в том числе и денежный), запрет на телефонные разговоры;
5) прием «выключенного времени» (изоляция, угол и т.п.), «домашний арест»;
6) лишение внимания вплоть до игнорирования;
7) «наряд вне очереди»;
8) публичное подчинение отрицательного лидера в присутствии тех, кого он подавлял («развенчивание» антигероя).
Вслед за наказанием, исправлением поведения необходимо позитивное эмоциональное подкрепление — поощрение.
Выводы
Каков прогноз детей с дефицитом внимания? Раньше считалось, что трудности проходят с возрастом, ребенок как бы перерастает свой недостаток, становясь взрослым. Отчасти такое мнение основывалось на том факте, что врачи сфокусировали свое внимание на гиперактивности как на главном симптоме. В настоящее время основным симптомом считается нарушение внимания в сочетании с гиперактивностью. Гиперактивность имеет тенденцию уменьшаться с возрастом, дефицит внимания и импульсивность подвергаются обратному развитию в значительно меньшей степени. Поэтому надеяться на то, что время — лучший лекарь, в данном случае неправомерно. Затраченные же усилия непременно принесут свой результат.
Подвижные игры на развитие внимания
1. «Запомни ритм».
Ведущий предлагает участникам повторить за ним ритмическую модель, которую он воспроизвел с помощью хлопков. для тех, кто не запомнил услышанный образец, дается ориентир в виде цифровой записи его, где цифра обозначает число непрерывно, через равные интервалы следующих друг за другом хлопков, а тире между ними — паузы. для облегчения задачи предлагается вслух считать хлопки в соответствии с их цифровым изображением. После освоения всеми ритмической мелодии она воспроизводится по кругу в индивидуальном, а затем нарастающем темпе. Сбившийся выбывает.
2. «Внимательные животные».
Каждый сидящий в круге выбирает роль животного, которое изображается характерной позой или жестом. Первый из играющих показывает свой образ, затем образ животного, выбранного кем-то другим. Тот, в свою очередь, повторяет свой образ и показывает еще чей-то. Выбывает тот, кто ошибся в показе, больше трех секунд выдержал паузу либо изобразил образ того участника, который уже выбыл.
3. "Шапка-невидимка".
В течение трех секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.
4. «Мяч в круге».
Стоя в круге, участники перебрасывают друг другу 1, 2, 3 и более мячей, сигнализируя о своих намерениях без помощи слов. Выбывает тот, чей брошенный мяч не был пойман.
Игры на преодоление расторможенности и тренировку усидчивости
1."Восковая скульптура"
Участники, сидящие в круге с закрытыми глазами, "лепят" по цепочке друг из друга одну и ту же скульптуру, после чего остаются в приданной позе до тех пор, пока не будет закончена последняя копия.
2.«Живая картина»
Создав сюжетную сценку, соучастники замирают до тех пор, пока водящий не от-гадает название картины.
3. «Автомобиль»
Дети выступают в роли деталей (колеса, багажника, капота и т.д.), из которых водящий «собирает» автомобиль.
4«Море волнуется...» и другие игры типа «Замри-отомри»
Игры на тренировку выдержки и контроль импульсивности
1.«Личный подвиг»
Несдержанному, импульсивному ребенку дается индивидуальное задание: подняв для ответа руку, самому ее опустить и обдумать то, что хотел сказать; вновь подняв руку, опять ее опустить и обсудить предполагаемый ответ с соседом. Только после этого вновь поднять руку, если хочет высказаться.
2. «Скалолазы»
Участники должны пройти вдоль свободной стены, фиксируясь на ней постоянно минимум тремя конечностями. Кто оторвал или передвинул две конечности, считается "сорвавшимся" и воз-вращается на старт. Побеждает команда, первая добравшаяся до противоположного угла.
3. «Съедобное-несъедобное», «Черное с белым не носить», «Да» и «Нет» не говорить" и подобные игры, требующие самоконтроля для избегания импульсивных реакций.
4. Игры типа «Угадай мелодию».
Литература
1. Брязгунов И.П., Касаткина Е.В. Непоседливый ребенок. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2001.
2. Завадексо Н.Н. Как понять ребенка:
дети с гилерактивностью и дефицитом внимания. — М.: Школа-Пресс, 2000.
3. Психокоррекция: теория и практика // Под ред. Ю.С.Шевченко, В.П.Добриденя, О.Н.Усановой. НПЦ «Коррекция», 1995.
4. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей.—М.: Знание, 1992.
5. Шенченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом (практическое руководство для врачей). — М., 2000.
б. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. — М.: Педагогика, 1991.
7. Московкшiа А.Г., Акисимова И.В. Как помочь ребенку с нарушением внимания. — Дефектология. — 1. — 2000.