БУДЬ ЗДОРОВ (программа по воспитанию здорового образа жизни)
Скачать программу по здоровому образу жизни "Будь здоров"
Пояснительная записка
Здоровье ребенка отражает одну из наиболее чувствительных сторон жизни общества. Школьник – это человек на пути своего становления, осуществляющий напряженную и более сложную, чем у взрослых, работу по построению, саморазвитию, саморегулированию, самосохранению, и, естественно, если ребенок не принимает активного участия в этой работе, процесс формирования его здоровья, развития культуры здоровья, социализации может не состоятся как целостный процесс. Вот почему с детских лет необходимо воспитывать индивидуальную потребность в ведении ЗОЖ как основного проявления культуры здоровья.
В законе РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики. В соответствии с ним разработан ряд нормативно-правовых документов, в которых проблема сохранения и укрепления здоровья становится предметом особого рассмотрения.
В настоящее время основополагающими целями образования детей являются:
ü охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
ü сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.
Поэтому, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни становится наиболее актуальным и выносится в число центральных задач.
При составлении программы мы основывались на программу Л. А. Обуховой, Н. А. Лемяскиной, О. Е. Жиренко «Новые 135 уроков здоровья или школа докторов» ориентированной на формирование у обучающегося позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Отличительные черты данной программы:
1) человек рассматривается во всех разделах программы, что позволяет показать единство и взаимодействие всех сторон жизни человека, раскрыть правила здорового образа жизни, позволяющие сохранять физическое и психическое здоровье, сформировать представления детей о взаимоотношениях с другими людьми, правила поведения в среде обитания и др.;
2) в программу включено содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности»;
3) учитывая важность расширения чувственного опыта младшего школьника и необходимость связи обучения с жизнью, особое внимание обращаем на проведение практических работ и экскурсий.
В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о:
1) строении своего тела (части тела, их функциональное предназначение; внутренние органы и их предназначение);
2) росте и развитие человека;
3) том, что такое здоровье, болезнь, профилактика заболеваний;
4) основных пищевых веществах, их значение для здоровья человека;
5) основах личной безопасности на улице и дома;
6) службах, способных оказать медицинскую помощь;
7) общее представление о вредных для здоровья веществах.
умеет:
8) адекватно оценить состояние своего здоровья;
9) соблюдает правила личной гигиены, гигиены отдыха и труда, гигиены питания;
10) устанавливать связи и зависимости между поведением человека в природе и ее состоянием;
11) кратко характеризовать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), природы на человека.
владеет:
12) правилами межличностного общения
13) правилами семейного общения;
14) правилами поведения с людьми с физическими недостатками;
15) способами проявления эмоций и выражения чувств;
16) основами личностной безопасности.
В соответствии с этим, данная программа имеет цель:
способствовать формированию индивидуального и социального качества человека, отражающего характер заинтересованного личного отношения к здоровому образу жизни и окружающей среде и проявляющееся в процессе индивидуального участия в духовно-практической деятельности по познанию, освоению, преобразованию и сохранению собственного здоровья как личного энергокапитала успешной жизнедеятельности.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
1) укреплять здоровье, содействовать гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию;
2) формировать установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
3) совершенствовать умение управлять своими ощущениями, внутренними состояниями, мыслями, размышлениями, поступками;
4) формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность, опираясь на первые знания о себе как биологическом и социальном существе;
5) формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры.
При составлении программы мы опирались на принципы формирования культуры здоровья младших школьников, выделенные М. М. Безруких и В. Д. Сонькиным:
1) индивидуальный и личный подход к детям;
2) совместная творческая деятельность;
3) позитивность (создание доброжелательной атмосферы);
4) целостное развитие (усиление значения опыта прожитой жизни, развитие способности к самопознанию и саморазвитию, активизация творческих возможностей);
5) сочетание воспитательного и оздоровительного материала.
Основными методами обучения являются:
1) рассказ педагога и рассказы детей;
2) экскурсии;
3) деловая игра;
4) моделирование ситуаций.
5) развивающие игры (подвижные, сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические и др.);
6) логоритмические упражнения;
7) этюды;
8) рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, работа с ними;
9) изобразительная деятельность (с использованием как традиционных, так и нетрадиционных материалов);
10) использование ТСО.
Освоение программы предполагает, помимо посещения коллективных занятий, выполнение внеурочных заданий творческого характера по всем разделам программы.
Содержание программы разбито на блоки, каждый из которых имеет следующую структуру: теоретическая, практическая и контрольная часть.
В процессе обучения учащимся предлагаются различные формы итоговых испытаний: тесты, упражнения, рефераты, деловая игра, обыгрывание ситуаций, творческие задания.
В структуре программы выделяются следующие основные блоки:
Содержание программы |
|
январь |
1.Знание своего тела. |
Февраль |
Действие психоактивных веществ на организм, о причинах и последствиях их употребления, формах заболеваний, связанных с ними. Формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение; решение, принимаемое «своей компанией», не всегда самое правильное. |
март |
Гигиена тела. |
апрель |
Питание – основа жизни. |
май |
Безопасное поведение на дорогах. |