Поиск по сайту:
Главная

  Сведения об    образовательной    организации

Дом детского творчества

Минераловодская ДЮОО "Радуга"

Лидеры в действии

Информация о ДЮОО "Радуга"

Программа

План работы

Положения

Экспедиционное задание


подразделы текущего раздела

Из опыта работы с детьми с ОВЗ за 2018-2019 учебный год

В 2019-2020 учебном году в МКУ ДО ДДТ г. Минеральные Воды обучаются 12 детей - инвалидов и 7 детей с ОВЗ.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, и создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одной группе, а не в специально выделенной группе.

Дети данной категории в ДДТ посещают: объединение декоративно-прикладного творчества «Фантазия» - педагог Сайдова М.Х., театральную студию «Непоседы» - педагог Ечевская И.А., танцевальное объединение «Карамельки» - педагог Пирютина А.В., объединение «Лидер» - педагог Петрич О.И. А так же объединение «Друзья», под руководством педагога дополнительного образования высшей категории Бибешко Л.И.

В МКУ ДО ДДТ созданы условия для инклюзивного образования:
1. В штате имеется педагог –психолог Лепшина Т.Н., которая осуществляет психолого-педагогическое сопровождение детей данной категории. В рамках осуществления оздоровительной деятельности оборудован психологический кабинет.
2. Установлен пандус для удобства входа и въезда детей с ограниченными возможностями. 3. Информация о досуговых мероприятиях, которые могут посетить дети данной категории, постоянно обновляется на сайте ДДТ.
4. Наличие адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Друзья».
5. Заключены договоры с Минераловодским ЦСОН и Управлением труда и социальной защиты Администрации МГО, на оказание детям-ивалидам психолого-педагогических и досуговых услуг.

Целью работы педагога-психолога МКУ ДО Дома детского творчества является развитие творческих способностей обучающихся с помощью недирективных методов (песочная терапия, арт-терапия, сказкотерапия). В связи с этим были поставлены следующие задачи:
Диагностические:
-исследовать творческие способности (конвергентное мышление, креативность)
-исследовать готовность к школе
-исследовать эмоционально-личностные нарушения (тревожность, агрессивность, самооценка)
-исследовать детско-родительские отношения
-изучить социально-психологический климат коллектива,br> Коррекционные:
повысить уровень развития творческих способностей
- повысить уровень познавательных способностей
- снизить уровень тревожности и агрессивности, формировать адекватную самооценку учащихся
-развивать коммуникативные навыки педагогов
- овладение навыками саморегуляции в профессиональной деятельности
Поставленные задачи решались диагностическими методами (индивидуально). Групповые занятия носили диагностический характер с целью выявления психологических проблем таких как: повышенный уровень агрессивности, тревожности, наличие страхов, нарушения в сфере общения, изучение мотивации.

Психологичекое сопровождение творческого развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ осуществляется недирективными методами психотерапии:
арттерапии, сказкотерапии и песочной терапии. Психологическая диагностика обучающихся с ОВЗ проводится с целью отслеживания динамики психического развития. Для исследования познавательной сферы детей с ОВЗ используются методы наблюдения и эксперимента: «Почтовый ящик» (коробка форм), методика «Прогрессивные матрицы Равена», «Сложи матрешку», «Пазлы». Для исследования эмоционально-личностной сферы используются методики: «Страхи в домиках» А.И. Захарова, тест тревожности Темпл, Амен, Дорки, проективная методика «Несуществующие животное», проективная методика агрессивности «Кактус» Панфиловой. При проведении диагностического исследования коммуникативной сферы детей используются методы наблюдения поведения ребенка в коллективе и опрос родителей.

В рамках психологичекого сопровождения с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ проводятся коррекционно-развивающие занятия, в соответствии с ИПРА. В связи с этим была создана развивающая психолого-педагогическая программа занятий «Ты +Я» для детей данной категории, которая направлена на создание условий для личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков детей - инвалидов.

Тематика развивающих занятий для детей включает два основных блока: 1 блок « Что я знаю о себе» и 2 блок «Я и другие». Содержание первого блока помогает ребенку разобраться в личностных особенностях своего «Я» узнать свою самооценку, познакомиться с многообразием чувств и эмоций, определить свои достоинства и недостатки. Второй блок включает темы, связанные с изучением особенностей взаимоотношений ребенка с окружающими его людьми. На занятиях младшие школьники могут узнать о способах эффективного взаимодействия, научиться правилам поведения в конфликтной ситуации. Форма проведения: групповая (состав от 3 – 5 участников). Программа рассчитана на 15 занятий (1 раз в неделю). Продолжительность занятий варьируется от 30 минут до 1 часа.

Индивидуальная психоррекционная работа проводится методами песочной терапии, арт-терапии и сказкотерапии. Для каждого несовершеннолетнего в зависимости от результатов диагностического исследования педагог-психолог составляет индивидуальную программу коррекции.

Таким образом, применение данных программ способствует преодолению выявленных у детей и подростков нарушений в эмоционально-волевой, коммуникативной сфере, формированию новых моделей поведения и способов взаимодействия с обществом.

Адаптированная программа объединения «Друзья» под руководством Бибешко Л.И., основной целью, которой является адаптация и интеграция детей-инвалидов в современном обществе и их творческое развитие, реализуется с 2009 г. Дети-инвалиды требуют индивидуального подхода, в связи с различными видами заболеваний и уровнем обучаемости. Занятия проходят в смешанных группах, где дети с нарушениями в развитии вовлеченны в совместную деятельность со здоровыми детьми. Они учатся действовать и жить в коллективе. В рамках данной программы дети с ОВЗ учатся высказывать свое мнение, быть активными, эмоциональными, веселыми и дружными. У этих обучающихся эмоциональная неуравновешенность, нарушения эмоционально-волевой сферы. Таким детям трудно просидеть все занятие. Поэтому педагог проводит игровые физические упражнения на расслабление мышц шеи, рук, ног, используя для этого считалки, стишки. Не менее интересна такая деятельность, где ребенок может высказать свое мнение, почитать стихи, рассказать о своем друге, подарить ему подарок.

У детей с умственной отсталостью поздно формируется способность следовать внутриситуативным нормам и правилам поведения. Такие дети даже в подростковом возрасте не могут мысленно занимать позицию другого человека и учитывать его личное пространство.

В связи с этим была создана развивающая психолого-педагогическая программа занятий, модифицированная на основе изученной литературы и личностного опыта, которая направлена на создание условий для личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков детей с умственной отсталостью легкой степени.

Коррекционно-развивающую работу можно считать успешной, как по отзывам самих участников, так и по результатам диагностики.

Из 5 человек, положительная динамика развития коммуникативных навыков наблюдаются у всех 5 человек. Основная задача работы с детьми данной категории - успешная адаптация и интеграция их в общество, которая успешно решается недирективными методами: арттерапии, сказкотерапии и песочной терапии, а так же вовлечением детей - ивалидов в разнообразную кружковую работу МКОУ ДОД ДДТ.

Кроме групповых занятий с детьми инвалидами с сохранным интеллектом проводились индивидуальные коррекционные занятия по песочной терапии, где также наблюдается положительная динамика.

Консультативный характер носили мероприятия, направленные на работу с педагогами и родителями: методические семинары (педагоги), круглые столы и выставки.

Обучающиеся, посещающие объединение «Друзья», принимают активное участие в муниципальных, краевых, Всероссийских и Международных конкурсах и выставках, в которых становятся призерами:
1Кабаргин Руслан - Международный фестиваль «Машукская осень» г. Пятигорск - Диплом Лауреата 2 степени
2 Привалова Мария - Всероссийский конкурс - Диплом I степени
3.Объединение «Друзья»-Международный конкурс «Зимняя сказка», г. Пятигорск - Диплом 2 степени
4. Тубаев Данил, Привалова Мария, Кабаргин Руслан, Иванченко Данил - Фестиваль художественного творчества детей с ОВЗ с управлением труда и социальной защиты населения администрации Минераловодского городского округа -Диплом 2 степени, Диплом 3 степени, Диплом 2 степени, Диплом участника
5.Кабаргин Руслан - Всероссийский конкурс «Победный май. Бэби – арт». - Диплом 2 степени
6. Объединение «Друзья». Привалова Мария - Краевой конкурс «Светлый праздник Пасхи». - Диплом за участие
7.Тубаев Данил - Окружной конкурс «Светлая Пасха» - 2 место
8.Кабаргин Руслан - Окружной конкурс «Дорогами подвига» - 1 место

Ежегодно проводятся с детьми данной категории такие мероприятия как: «Осенины», «День матери», праздничная программа, посвященная Дню инвалида, «Новогодние представления», Рождество, «Мы – сильные духом», «Масленица», концертная программа, посвященная Международному женскому дню 8 марта, Фестиваль творчества людей с ОВЗ и инвалидов. Для обучающихся и родителей проводятся семейные мероприятия, дискуссии, часы общения, просмотр телефильмов, разнообразные игры, выставки.

Таким образом, в МКУ ДО ДДТ инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему дополнительного образования и обучаются вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же условиях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Педагог дополнительного образования Бибешко Л.И.,
педагог-психолог МКУ ДО ДДТ Лепшина Т.Н.