Поиск по сайту:
Главная

Сведения об образовательной организации

Дом детского творчества

Минераловодская ДЮОО "Радуга"

Лидеры в действии

Информация о ДЮОО "Радуга"

Программа

План работы

Положения

Экспедиционное задание



подразделы текущего раздела

Положение о нормах профессиональной этике педагогических работников 2015

СОГЛАСОВАНО:
Председатель профсоюзной
организации МКУ ДО ДДТ
г. Минеральные Воды
____________Бибешко Л.И.

 

УТВЕРЖДЕНО:
Директор МКУ ДО ДДТ
г. Минеральные Воды
____________ О.И. Петрич

Протокол педагогического совета №1 от 28.08.2015 г.

ПОЛОЖЕНИЕ о нормах профессиональной этики педагогических работников

1. Общие положения

Профессиональная этика педагогических работников – совокупность моральных норм, определяющих их отношение к своему профессиональному долгу и ко всем участникам отношений в сфере образования.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" вводит ряд норм, касающихся профессиональной этики:
- обязывает педагогических работников следовать требованиям профессиональной этики (п.2 ч.1 ст.48);
- предусматривает закрепление норм профессиональной этики в локальных нормативных актах образовательной организации (ч.4 ст.47);
- определяет, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязанностей педагогические работники несут ответственность и что соблюдение этих норм учитывается при прохождении ими аттестации (ч.4 ст.48).

1.1. Настоящее Положение разработано на основании:
- Конституции Российской Федерации;
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; 
- Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
- других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязательства для педагогических работников; 
- Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002г. № 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

1.2. Положение представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения при осуществлении педагогической деятельности, основанных на нравственных критериях и традициях отечественной школы, а также на международных стандартах и правилах педагогической деятельности, которым надлежит руководствоваться всем педагогическим работникам, независимо от занимаемой ими должности.

Положение является профессионально-нравственным руководством, обращенным к сознанию и совести каждого педагогического работника учреждения. Это инструмент, призванный помочь педагогическим работникам ответить на вопросы, связанные с профессиональным поведением и проблемами, возникающими между участниками отношений в сфере образования.

1.3. Никакая норма настоящего Положения не должна толковаться как предписывающая или допускающая нарушение действующего законодательства об образовании.

1.4. Настоящее Положение служит целям:
• содействия укреплению авторитета и обеспечению единых норм поведения педагогических работников МКУ ДО ДДТ;
• поддержания нравственно-этических норм деятельности педагогических работников и их профессионального поведения для достойного осуществления ими своей профессиональной деятельности и повышения эффективности выполнения должностных обязанностей;
• регулирования профессионально-этических проблем во взаимоотношениях педагогических работников, возникающих в процессе их совместной деятельности;
• воспитания высоконравственной личности педагогического работника, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали.

1.5. Положение служит основой для формирования взаимоотношений, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании.

1.6. Знание и соблюдение норм настоящего Положения является нравственным долгом каждого педагогического работника учреждения и обязательным критерием оценки качества его профессиональной деятельности независимо от занимаемой должности, наличия наград, стажа педагогической работы.

1.7. Каждому педагогическому работнику следует принимать все необходимые меры для соблюдения Положения, а каждый участник образовательных отношений вправе ожидать от педагогического работника учреждения поведения в отношениях с ним в соответствии с настоящим Положением.

2. Нормы поведения педагогических работников

2.1. Педагогические работники при всех обстоятельствах должны сохранять честь и достоинство, присущие их деятельности.

2.2. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники должны соблюдать следующие принципы: толерантность, законность, светскость, профессионализм, компетентность, ответственность, честность, справедливость, объективность, гуманность, демократичность, взаимоуважение.

2.3. Педагогические работники, осознавая ответственность перед гражданами, обществом и государством, призваны:
-оправдывать доверие и уважение общества к своей профессиональной деятельности, прилагать усилия для повышения её престижа;
-исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждения;
-исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как учреждения в целом, так и каждого педагогического работника;
-осуществлять деятельность в пределах своих полномочий;
-соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную деятельность решений политических, общественных, религиозных объединений, профессиональных или социальных групп;
-исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
-уведомлять администрацию учреждения обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
-соблюдать установленные действующим законодательством ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с педагогической деятельностью;
-проявлять корректность и внимательность в обращении с участниками отношений в сфере образования;
-способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
-принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
-быть требовательными к себе, стремиться к самосовершенствованию, обеспечивать регулярное обновление и развитие профессиональных знаний и навыков;
-поддерживать все усилия по продвижению демократии и прав человека через образование;
-соблюдать правила русского языка, культуру своей речи, не допускать использования ругательств, грубых и оскорбительных высказываний, не терять чувство меры и самообладания;
-соблюдать деловой стиль, опрятность, аккуратность и чувство меры во внешнем виде, поддерживать порядок на рабочем месте.

2.4. Важным показателем профессионализма педагогических работников является культура речи, проявляющаяся в их умении грамотно, доходчиво и точно передавать мысли, придерживаясь следующих речевых норм:
• ясности, обеспечивающей доступность и простоту в общении;
• грамотности, основанной на использовании общепринятых правил русского литературного языка;
• содержательности, выражающейся в продуманности, осмысленности и информативности обращения;
• логичности, предполагающей последовательность, непротиворечивость и обоснованность изложения мыслей;
• доказательности, включающей в себя достоверность и объективность информации;
• лаконичности, отражающей краткость и понятность речи;
• уместности, означающей необходимость и важность сказанного применительно к конкретной ситуации.

2.5. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники обязаны воздерживаться от:
• поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником своих должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету учреждения;
• пренебрежительных отзывов о деятельности учреждения или проведения необоснованных сравнений его с другими образовательными организациями;
• преувеличения своей значимости и профессиональных возможностей;
• проявления лицемерия и лжи;
• любого вида высказываний и действий дискриминационного или оскорбительного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
• резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками человека;
• грубости, злой иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
• угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
• пренебрежения правовыми и (или) моральными нормами, использования средств, не соответствующих требованиям закона, нравственным принципам и нормам.

2.6. Педагогическим работникам необходимо принимать меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой они несут ответственность или которая стала им известна в связи с исполнением своих должностных обязанностей.

2.7. Во время учебных занятий и любых официальных мероприятий не допускаются телефонные переговоры, звуковые сигналы мобильных телефонов должны быть отключены.

2.8. При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между педагогическими работниками, приоритетным является учет интересов учреждения в целом.

3. Обязательства педагогических работников перед обучающимися

3.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с обучающимися:
• признают уникальность, индивидуальность и определенные личные потребности каждого;
• сами выбирают подходящий стиль общения, основанный на взаимном уважении;
• стараются обеспечить поддержку каждому для наилучшего раскрытия и применения его потенциала;
• выбирают такие методы работы, которые поощряют развитие самостоятельности обучающихся, их инициативности, ответственности, самоконтроля, самовоспитания, желания сотрудничать и помогать другим;
• при оценке поведения и достижений обучающихся стремятся укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения;
• защищают их интересы и прилагают все усилия для того, чтобы защитить их от физического и (или) психологического насилия;
• осуществляют должную заботу и обеспечивают конфиденциальность во всех делах, затрагивающих их интересы;
• прививают им ценности, созвучные с международными стандартами прав человека и культурными традициями России;
• стремятся стать для них положительным примером;
• применяют меры воздействия к обучающимся с соблюдением законодательных и моральных норм.

3.2. В процессе взаимодействия с обучающимися педагогические работники обязаны воздерживаться от:
• навязывания им своих предпочтений, предвзятой и необъективной оценки их деятельности и поступков;
• предвзятой и необъективной оценки действий законных представителей обучающихся; требовать дополнительную плату (или вознаграждение) за образовательные услуги (консультации, подготовку к олимпиадам и т.п.);
• проводить на учебных занятиях явную политическую или религиозную агитацию.

На территории образовательного учреждения запрещено употребление алкогольных напитков и курение.

4. Обязательства педагогических работников перед законными представителями обучающихся

4.1. Педагогические работники должны быть ограждены от излишнего или неоправданного вмешательства законных представителей обучающихся в вопросы, которые по своему характеру входят в их круг профессиональных обязанностей.

4.2. Педагогические работники в процессе взаимодействия с законными представителями обучающихся должны:
• консультировать по вопросам образовательного процесса;
• выслушивать обращение по проблеме, задавать вопросы в корректной форме;
• проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность;
• относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам, инвалидам, оказывать им необходимую помощь;
• высказываться в корректной и убедительной форме; если требуется, спокойно, без раздражения повторять и разъяснять смысл сказанного;
• разъяснять при необходимости требования действующего законодательства и локальных актов по обсуждаемому вопросу;
• принимать решение по существу обращения (при недостатке полномочий сообщить координаты полномочного лица);
• помнить, что большинство обратившихся, как правило, столкнулись с трудностями. От того, как их встретят и выслушают, какую окажут помощь, зависит их мнение о педагогических работниках и работе учреждения в целом.

4.3. В процессе взаимодействия с законными представителями обучающихся педагогические работники не должны:
• перебивать их в грубой форме;
• проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним;
• разглашать высказанное обучающимися мнение о своих законных представителях.

4.4. В случае конфликтного поведения со стороны законного представителя обучающегося необходимо принять меры для того, чтобы его успокоить, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса.

5. Обязательства педагогических работников перед коллегами

5.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с коллегами:
- поддерживают атмосферу коллегиальности, уважения их профессионального мнения и убеждений; - готовы им предложить совет и помощь;
- помогают им в процессе взаимного оценивания, предусмотренного действующим законодательством и локальными актами учреждения.

5.2. В процессе взаимодействия с коллегами педагогические работники обязаны воздерживаться от: 
- пренебрежительных отзывов о работе других педагогических работников или проведения необоснованного сравнения их работы со своей;
- предвзятого и необъективного отношения к коллегам;
- обсуждения их недостатков и личной жизни;
- фамильярности в отношениях с коллегами.

6. Обязательства педагогических работников перед администрацией ДДТ

6.1. Педагогические работники выполняют разумные и правомочные указания администрации и имеют право подвергнуть их сомнению в порядке, установленном действующим законодательством.

6.2. В процессе взаимодействия с администрацией педагогические работники обязаны придерживаться норм профессиональной этики.

7. Обязательства администрации ДДТ перед педагогическими работниками

7.1. Администрация учреждения должна быть для других педагогических работников образцом профессионализма, безупречной репутации, призвана формировать в образовательном учреждении благоприятный для эффективной работы морально-психологический климат.

7.2. Администрация учреждения должна делать всё возможное для полного раскрытия способностей и умений каждого педагогического работника.

7.3. Представителям администрации следует:
• формировать установки на сознательное соблюдение норм настоящего Положения; 
• быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм настоящего Положения;
• своевременно предоставлять педагогическим работникам полный объём информации, необходимой для осуществления ими профессиональной деятельности;
• помогать педагогическим работникам словом и делом, оказывать морально-психологическую помощь и поддержку, вникать в запросы и нужды;
• регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм профессиональной этики;
• избегать панибратства и фамильярности в отношениях со всеми категориями педагогических работников, соблюдать нормы речевого этикета, не переходить в общении с коллегами на «ты»;
• соблюдать субординацию;
• пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления подлости, лицемерия в коллективе;
• обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения норм профессиональной этики и принятие по ним объективных решений;
• способствовать максимальной открытости и прозрачности деятельности колледжа с тем, чтобы не допустить возникновения ситуаций, когда из-за недостатка необходимой информации в обществе или у отдельных граждан появляются сомнения в законности действий педагогических работников.

7.4. Представитель администрации не имеет морального права:
• перекладывать свою ответственность на подчиненных;
• использовать служебное положение в личных интересах;
• проявлять формализм, высокомерие, грубость;
• создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе;
• предоставлять покровительство, возможность карьерного роста по признакам родства, землячества, личной преданности, приятельских отношений, религиозной принадлежности;
• демонстративно приближать к себе своих любимцев, делегировать им те или иные полномочия, не соответствующие их статусу; незаслуженно их поощрять, награждать; необоснованно предоставлять им доступ к материальным и нематериальным ресурсам;
• требовать или собирать информацию о личной жизни педагогического работника, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей;
• умышленно использовать свои должностные полномочия и преимущества вопреки интересам долга, исходя из корыстной личной заинтересованности.

8. Контроль за соблюдением настоящего Положения

8.1. Для контроля за соблюдением настоящего Положения, поддержки педагогических работников, оказания им консультационной помощи в вопросах профессиональной этики, а также урегулирования спорных ситуаций приказом директора создается Комиссия по профессиональной этике (далее - Комиссия). В состав Комиссии включаются наиболее квалифицированные и авторитетные представители педагогических работников.

8.2. В своей деятельности Комиссия руководствуется действующим законодательством об образовании, уставом учреждения, настоящим Положением и Положением о комиссии по профессиональной этике.

9. Ответственность за нарушение настоящего Положения

9.1. Нарушение требований настоящего Положения квалифицируется как неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником своих обязанностей, которое учитывается при проведении его аттестации и влечет либо моральное воздействие, либо одно из установленных трудовым законодательством дисциплинарных взысканий.

размещено 1.09.2015 г.